Азбука вязания крючком. Уроки вязания

Там есть такое обозначение РССН (рельефный столбик с накидом). Поступило несколько вопросов по этому поводу.

Вот описание.

КАК ВЯЖЕТСЯ СТОЛБИК С НАКИДОМ (ССН)

Сделать цепочку из воздушных петель. Чтобы количество вывязанных столбиков с накидом соответствовало количеству набранных воздушных петель, нужно связать дополнительно еще две воздушные петли. Накинуть нить на крючок, образуя накид. Ввести крючок в четвертую петлю от крючка.

Захватить нить крючком и вытянуть петлю. На крючке — три петли.

Захватить нить и протянуть ее через первые две петли от головки крючка. На крючке останется две петли.

Захватить нить и протянуть ее через оставшиеся две петли. Столбик с накидом готов.

Сделать накид, ввести крючок в следующую от столбика воздушную петлю цепочки.

Продолжить вязание столбиков как описано выше до конца петель цепочки. Для выполнения следующего ряда — повернуть работу, сделать три воздушные петли для подъема.

Пропустить первый столбик с накидом нижнего ряда, провязать столбик с накидом из петли второго столбика нижнего ряда, вводя крючок под обе стенки петли. Продолжать вязать столбики в каждую петлю столбика предыдущего ряда до конца ряда. Последний столбик ряда вывязать из воздушных петель подъема предыдущего ряда.

Повторяйте эти шаги в начале и конце каждого ряда столбиков с накидами, чтобы получилось ровное по ширине полотно.

КАК ВЯЖЕТСЯ РЕЛЬЕФНЫЙ СТОЛБИК С НАКИДОМ (РССН)

ЛИЦЕВОЙ РЕЛЬЕФНЫЙ СТОЛБИК

Его обозначение на схемах

Связать цепочку из воздушных петель. Провязать один ряд столбиками с накидом. Связать несколько столбиков с накидом во втором ряду.

Сделать накид, ввести крючок вокруг ножки столбика нижнего ряда, как показано на рисунке. Захватить нить и вытянуть ее из под ножки столбика.

Захватить нить и протянуть ее через первые две петли (вытянутую петлю и накид). На крючке останется две петли.

Захватить нить и еще раз протянуть через две петли на крючке.

Лицевой рельефный столбик готов.

Иначе такой столбик называют «выпуклым» или связанным «перед работой». Как видно, от обычного столбика с накидом он отличается только местом вкалывания крючка. Лицевой рельефный столбик на пару со своим антиподом — изнаночными столбиками используется для вязания крючком резинок, различных рельефных узоров.

ИЗНАНОЧНЫЙ РЕЛЬЕФНЫЙ СТОЛБИК

Его обозначение на схемах

Связать цепочку из воздушных петель. Провязать один ряд столбиками с накидом Связать несколько столбиков с накидом во втором ряду.

Сделать накид, ввести крючок сзади наперед, обводя вокруг ножки следующего столбика как показано стрелкой на рисунке.

Захватить и вытянуть нить, протаскивая ее через ножку столбика.

Захватить нить еще раз и протянуть через первые две петли на крючке.

Захватить нить и протянуть через две петли на крючке.

Изнаночный рельефный (вогнутый) столбик готов.

Такие столбики также называют связанными «за работой». Как видно, от обычного столбика с накидом он отличается только местом вкалывания крючка. Изнаночный рельефный столбик на пару с лицевыми столбиками используется для вязания крючком резинок, различных рельефных узоров.

Для того чтобы легче было разбираться в схемах, и кратко объяснять и излагать приёмы вязания — люди придумали условные обозначения вязания крючком. Мы надеемся, что наши схемы и условные обозначения приёмов вязания крючком помогут вам в работе.

С чего началось вязание крючком? Считается, что этот вид работы появился впервые в XIX веке. Первые вязальные крючки были примитивными гнутыми иглами. Крючки были дешёвые, в пробковых ручках - для бедных вышивальщиц и дорогие стальные, серебряные, из слоновой кости - для богатых дам.

Вязание делится на следующие виды: простое с помощью короткого крючка, вилочное (с применением крючка и вилки), ирландское кружево (гипюр). Полотно, вязанное крючком, отличается особенным переплетением ниток, маленьким растяжением и плотностью. Эти свойства вязания позволяют нам применять не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки. Узоры вязания крючком — это разные сочетания петель и столбиков. Хочется надеется, что эти уроки с описанием, в схемах, облегчат ваш труд.


Условные обозначения вязания

Основанием или первым рядом любого изделия служит цепочка из воздушных петель. Чтобы цепочка не стягивала полотно, её нужно вязать посвободнее. Схему читаем снизу вверх. Обычно нечётные ряды читаются справа налево, а чётные - слева направо. Во многих случаях направление вязания показано стрелками.

Основные элементы вязания крючком - это воздушная петля, столбик без накида и столбик с накидом. Другие элементы — их производные.

Узоры состоят из разных сочетаний воздушных петель и столбиков.

Рассмотрим условные обозначения, которые могут вам встретиться в описаниях амигуруми.

Буквенное
обозначение в описании
Значение Условное обозначение в схемах

ВП

воздушная петля

o или 0

СС

соединительный столбик

или

СБН

столбик без накида

Или ×

ССН

столбик с накидом

СС2Н

столбик с двумя накидами
прибавка

убавка

Встречаются 3 варианта описания техники вязки игрушек - амигуруми:

1. Словесное описание с использованием аббревиатур , которое может быть представлено также в виде таблицы с тремя колонками (номер ряда, описание, итоговое число петель). Именно в таком формате вы чаще всего встретите схемы амигуруми на сайте .

Пример:

0 ряд Делаем кольцо амигуруми и набираем цепочку из 2 ВП.
1 ряд 6 СБН во вторую от крючка ВП
2 ряд 1 П повторить 6 раз
3 ряд (1 СБН, 1 П) повторить 6 раз

Читаем следующим образом:

Делаем кольцо амигуруми (см. ) и стандартным образом вывязываем 6 СБН во первую сделанную петлю (2-ую от крючка). При этом вторая петля является ВП подъема на новый ряд. После того, как 6 СБН связаны затягиваем кольцо за свободный конец нити, так чтобы дырочка в центре полностью закрылась и заканчиваем круг соединительным столбиком.

Сделав петлю подъема на новый ряд (2-ой) провязываем в каждую петлю предыдущего ряда 6 прибавок (по два столбика в каждую петлю). Цифра означает, что в результате ряд образовал 12 петель (т.к. во 2-м ряду было связано 12 столбиков).

Завершив ряд с помощью СС и сделав 1 ВП подъема, начинаем вязать 3-й ряд. Поочередно провязываем 1 СБН, затем 1 прибавку, затем снова 1 СБН и т.д. Повторять сочетание (1 СБН, 1 П) нужно шесть раз. После чего снова завершить ряд СС. Каждая прибавка образует две петли, каждый СБН - одну. Итого петель в третьем ряду 18 (=6*2+6).

Комбинация для повторения может быть заключена как в круглые скобки (...), так и в звездочки *...*

2. Схема.


Схема является самым наглядным и универсальным способом описания вязки игрушки. При наличии схемы и навыков по её чтению нет необходимости в описании и таблицах.

Поэтому рассмотрим основные нюансы чтения схем.

Все обозначения (за исключением японских иероглифов, конечно же) описаны в таблице выше.

На схеме изображена 1 из деталей амигуруми - голова. Используется нестандартная схема вязки с овальным (не круглым, как бывает чаще) началом и неравномерными прибавками и убавками. Именно поэтому в данном случае без схемы просто не обойтись! Таблица, которая сопровождает схему (она приведена ниже) не дает нам информации о том в каком месте нужно делать П и У.
На любой схеме всегда подписаны номера рядов, в кружочках, в данном случае 1-16. причем схема разбита на 2 части. Начало детали снизу (ряды 1-11), продолжение - сверху (12-16).

Каждый ряд начинается символом 0 (ВП подъема) и заканчивается жирной точкой, т.е. соединительным столбиком. Как правило, круговое вязание исполняется именно так. Однако, есть вариант вязать по спирали. В таком случае не будет четкого начала и конца ряда, ВП подъема и СС в конце ряда не провязываются. Вязание идет по спирали. Так сложнее следить за исполнением схемы (можно пользоваться булавкой, чтобы помечать начало) и не всегда это допустимо, т.к. деталь может иметь слегка наклонный вид. В других случаях, напротив, маленький наклон необходим.

Обратите внимание что на нижней схеме есть пустой ряд с номерами 7-10. Это говорит о том, что схема для рядов 7-10 абсолютно идентична схеме предыдущего, 6-го, ряда.
После того, как 11-й ряд связан, переходим на верхнюю часть схемы и продолжаем в обычном порядке, только диаметр каждого ряда теперь сокращается за счет убавок, поэтому ряды расположены в ином порядке (последний ряд в центре).

Итоговое количество петель в 16-м ряду составит 8. Таким образом, в изделии останется небольшая дырочка. За петли 16-го ряда голова амигуруми будет пришита в туловищу.

3. Таблица
В таблицах может быть 2 или три столбца.

Рассмотрим для примера сложную таблицу из японского журнала, которая сопровождает схему головы амигуруми, рассмотренную выше.

В первой колонке снизу вверх расположены номера рядов (1-16). Во второй изменение в количестве петель ряда. В третьей итоговое количество петель в ряду.

В таблице из двух колонок средняя отсутствует.

Начальная строка с цифрой 6 означает количество петель, т.е. в данном случае мы имеем дело не со стандартным началом в виде кольца амигурами, а с вытянутой деталью.

В первом ряду количество СБН (о чем говорит схема, см. выше) составляет 14. Таким образом, сверяясь со схемой мы обвязываем 6 ВП столбиками без накида. При этом делается тройная прибавка (3 столбика в одну петлю) в самую первую петлю нашей начальной цепочки ВП. В конце первого ряда - обыкновенная прибака (её также можно назвать двойной - 2 столбика в 1 петлю).

Таблица помогает нам ориентироваться в количестве дополнительных петель или петель убавок и показывает итоговое количество. Согласитесь, считать по схеме чтобы свериться - это слишком долго и можно ошибиться.

Ряды 6-11 не имеют П или У. Число петель остается неизменным - 36 (как и в 5 ряду). Сами ряды состоят из 36 СБН соответственно.

В некоторых случаях, а именно, при вязки простых округлых деталей, таблица может быть единственным описанием. В таком случае подразумевается, что прибавки и убавки распределены равномерно (например, через 1 СБН или через 2 СБН). Деталь начинается кольцом амигуруми и шестью СБН и каждый следующий ряд увеличивается или уменьшается на 6 петель. В разделе обучение есть таблица равномерного распределения убавок и прибавок.

Вывод: наиболее универсальным описанием является схема, которая также необходима при вязке сложных амигуруми. В японских журналах схемы, как правило, сопровождаются таблицами. Для новичков в вязании крючком также очень полезным является краткое описание каждого ряда, т.к. оно является полной расшифровкой схемы, для понимания которой нужен навык. Также первый вариант описания удобен тем, что позволяет сразу определить количество тех или иных элементов и их последовательность в ряду, а также итоговое количество петель в каждом ряду. Во многих простых амигуруми словесное описаие полностью заменяет схему.

Успехов в приобретении мастерства!


Мы умеем делать цепочку из воздушных петель (ВП), столбик без накида (СБН) и столбик с накидом (СН). Знаем, что накидов может быть как угодно много, от их количества зависит высота столбика. Знаем, что для высоты ряда нужно не забывать делать воздушные петли. По большому счету, это все. Все многообразие вязанных крючком вещей выполнено именно этими базовыми приемами. Только они используются в таких удивительных сочетаниях и последовательностях, что просто диву даешься.

Сегодня мы поговорим о вязании по кругу

Самый простой способ. Набирайте цепочку, скажем, из 10 воздушных петель. Для того, чтобы она превратилась в кружочек, ее нужно замкнуть. Для этого введите крючок в первую петлю цепочки, зацепите нить и протяните ее сразу через две образовавшихся на крючке петли. Получилась СЛЕПАЯ ПЕТЛЯ (СП), в русской литературе ее еще называют ПОЛУСТОЛБИК.

Сделайте ВП, это необходимо для получения высоты ряда. Введите крючок в только что образованный кружочек, подцепите нитку, протяните ее. Опять подцепите нитку и протяните через две образовавшиеся на крючке петли. Другими словами, сделайте . Дальше делайте такие же столбики без накида по кругу, стараясь, чтобы петли лежали вплотную друг к другу. Провяжите 15 таких стобиков. Соедините слепой петлей в первую подъемную петлю.

Важно! Обычно в первом ряду круга делают количество петель в полтора раза большее, чем в начальной цепочке из ВП. Но все равно в каждом конкретном случае оно может меняться, все зависит от дальнейшего .

Другой способ образования начального кружочка. Сделайте начальную петлю. Не затягивайте ее на крючке, а, наоборот, вытягивайте ее до такой длины, какой хотите получить кружочек. У основания петли, там, где располагается узел, сделайте ВП. Дальше - СБН по кругу, все в эту первую большую петлю. Количество СБН - произвольное, зависит от величины первой петли. Опять же, нужно стремиться к тому, чтобы все петли ложились ровно, вплотную.

Первый, базовый ряд для кругового вязания готов.

Тренируемся:

Наберите цепочку 6 ВП. Соедините ее в кружочек. 3 ВП, 14 СН, вводя крючок в круг. Соединить СП с верхней петлей из начальной 3 ВП цепочки. Считать 3 ВП цепочку как первый СН и учитывать, что количество СН должно быть в 2,5 раз больше, чем ВП в начальной цепочке ВП.

Наберите цепочку 6 ВП. Соедините в кружочек. 4 ВП, 19 С2Н (столбиков с двумя накидами) в круг, соединить с 4-й петлей начальной цепочки 4 ВП. Считать 4 ВП цепочку как первый С2Н и учитывать, что количество С2Н должно быть в 3 раза больше количества ВП в начальной цепочке + 2.

Наберите цепочку 6 ВП. Соедините в кружочек. 4 ВП (здесь это будет считаться как первый СН + ВП), [СН, 1ВП] повторить 9 раз. Соединить СП с третьей ВП начальной цепочки 4 ВП. Считая начальную цепочку из 4 ВП за СН и воздушную петлю, должно всего получиться 10 таких комплектов.

Квадраты

Наберите цепочку 6 ВП. Соедините в кружочек. Набрать 3 ВП (будет считаться как первый СН) и, вводя крючок в середину кружочка, вязать далее: 2 СН, 3 ВП (для оформления угла) и повторить в квадратных скобках еще два раза. Соединить СП с верхней петлей начальной 3 ВП цепочки. Всего должно получиться 4 угла из 3 ВП каждый и 4 группы по 3 СН каждая.

Наберите цепочку 6 П. Соедините в кружочек. Набрать 3 ВП (будет считаться как первый СН) и, вводя крючок в середину круга, вязать далее 3 СН, 2 ВП (угол) и повторить в квадратных скобках еще 2 раза. Соединить СП с верхней петлей начальной 3 ВП цепочки. Всего должно получиться 4 угла из 2 ВП каждый и 4 группы по 4 СН каждая.

Филе-квадратик

Наберите цепочку 12 ВП. Соедините в кружочек. Набрать 3 ВП (будет считаться как первый СН), 3 СН, вводя крючок в середину круга, 5 ВП (угол), далее и повторить в квадратных скобках еще 2 раза. Соединить СП с верхней петлей начальной 3 ВП цепочки. Всего должно получиться 4 угла по 5 ВП каждый и 4 группы по 4 СН каждая.

Вариант квадратика

Наберите цепочку 13 ВП. Соедините в кружочек. 5 ВП, СН в четвертую петлю начального кружочка, 3 ВП, повернуть