Дети цифровой эпохи. Поколение Y

День защиты детей - повод для каждого родителя задуматься не только о том, что он делает для своего ребенка сегодня, но и - как он может подготовить его ко дню завтрашнему. Какими знаниями, навыками, качествами надо вооружить детей, чтобы они смогли жить счастливо, полностью реализовать себя.

В современном мире перемены происходят стремительно. А, значит, мы должны более гибко, оперативно и профессионально адаптироваться к новым реалиям. По мнению известного философа Элвина Тоффлера, безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться. При этом эксперты предполагают, что нынешним школьникам в будущем придется менять профессию, возможно, каждые 10 - 15 лет. Наша задача не просто знать, но и учитывать подобные прогнозы, готовя наших детей к жизни в цифровую эпоху.

Сегодня в активную жизнь вступает так называемое поколение Z. Это люди, родившиеся после 1995 года, которые с самого детства используют цифровые технологии. Их не пугает виртуальный мир, для них это среда обитания, такая же привычная и понятная, как мир реальный. Здесь проходит не только общение, но и, в значительной степени, становление, развитие, формирование ребенка. А уже совсем скоро появится, как говорят, новое поколение суперцифровых людей, для которых многие из привычных нам вещей станут анахронизмом, мешающим развитию, движению вперед, овладению новыми технологиями, знаниями. Поэтому крайне важно помочь детям освоиться в таком мире, сделать все, чтобы цифровая среда была максимально полезной, комфортной и безопасной для ребенка.

Государство, в том числе мы, законодатели, уже предпринимает серьезные шаги в этом направлении. Подход должен быть комплексным. С одной стороны, нужно ускорять темпы перехода на «цифру» во всех предметных сферах образования. С другой стороны, уделять внимание не только набору знаний, который получает школьник, но и формированию навыка их постоянного самостоятельного получения с использованием онлайн платформ, других возможностей - имеющихся и тех, что только появятся в будущем. Мы должны подготовить их к жизни в условиях активно развивающегося общества, с меняющейся экономикой.

Давно ожидаемое событие - утверждение Правительством Плана действий до 2020 года в рамках объявленного Президентом РФ Десятилетия детства. Совет Федерации принимал активное участие в этой работе, делая, в том числе, акцент на необходимости обеспечить подготовку детей к жизни в условиях нового, цифрового, быстро меняющегося мира.

Сенаторы уделяют особое внимание принятию региональных планов действий в рамках Десятилетия детства. Это стало не только делом органов власти - к разработке программ привлекались представители родительской и педагогической общественности, институтов гражданского общества. Мы получаем регулярную информацию из субъектов Федерации - практически везде планы подготовлены, началась реализация мероприятий.

Еще одно ожидаемое событие - новый приоритетный проект «Цифровая школа», направленный на формирование у школьников навыков, необходимых в современном мире - обработка и анализ данных, элементы программирования. Очень правильный шаг. Эти знания пригодятся человеку любой профессии, какой бы ни была сфера его деятельности. Не только технарь, но и гуманитарий, и представитель творческой профессии будет обладать умениями, которые в поколении его родителей были лишь у программистов, инженеров.

Считаю, что запускать приоритетный проект «Цифровая школа» нужно не затягивая, времени на раскачку у нас не осталось. Это глобальная задача, ведь речь идет не только о техническом аспекте - «оцифровке» отдельных процессов, а об изменении структуры и содержания образовательного процесса. А для этого нужно, чтобы сами учителя научились мыслить по-новому, учитывать в своей работе постоянно меняющийся цифровой ландшафт.

Всем нам, а в особенности педагогам, работающим с детьми важно понять, что цифровая среда дает свободу выбора, это отличает новое, «цифровое» поколение от их «аналоговых» родителей. Нынешним школьникам, студентам невозможно что-то навязать, они привыкли к тому, что нужно использовать несколько источников информации, учитывать альтернативные подходы и точки зрения.

Более того, в эпоху интернета - наличия постоянного онлайн доступа к научным библиотекам, базам данных - роль учителя объективно меняется. Более востребованными становятся его качества как наставника в наиболее полном смысле этого слова: человека, который учит учиться, помогает определиться с выбором профессии, рода деятельности. Вероятно, новые условия потребуют коррекции планов учебной и внеучебной работы с детьми.

Российским школам предстоит переход к «смешанным урокам», сочетающим объяснение учителя и обучение при помощи цифровых технологий в соотношении примерно 50 на 50.

Еще 10 - 15 лет назад актуальной была задача интернетизации школ. Сегодня она, в целом, решена. Но встают новые цели: обеспечение высокоскоростного интернета, создание единых образовательных платформ, формирование условий для онлайн обучения и дистанционных форматов, которые должны получить официальный статус. Это особенно важно для наших регионов - школ в небольших городах, сёлах, отдалённых районах. Необходимо создать общероссийское школьное цифровое пространство, в которое войдут все наши школы вне зависимости от того, где они находятся.

Равный доступ к образовательным ресурсам, новым технологиям получения знаний должен быть у каждого российского школьника. В том числе - у детей из многодетных и малообеспеченных семей, семей с детьми-инвалидами. Реализация комплекса мер в рамках «Десятилетия детства» должна обеспечивать всем детям равные цифровые возможности, независимо от статуса и достатка их семей.

Чтобы обеспечить все эти новации, потребуется серьезная законотворческая работа. Реагировать надо быстро и профессионально: законодательная база должна соответствовать запросам времени, давать возможность школам использовать современные технологии, но в то же время - гарантировать безопасность их применения.

Сенаторы готовы активно подключиться к решению всех перечисленных задач, тесно взаимодействуя с профильными ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Опыт подобной работы, возможности у нас есть. Успешно работает Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества. Одно из основных направлений ее деятельности сегодня - участие в реализации Концепции информационной безопасности детей. Готовятся парламентские слушания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве».

Работы предстоит много: нужно родителей и педагогов вооружить передовыми знаниями о способах обеспечения защиты детей в интернете, ознакомить их с новейшими техническими и программными средствами в этой сфере. Чтобы не только учить детей пользоваться информацией, но и прививать понимание границ дозволенного в цифровом мире, объяснять, что все, что оказалось в интернете, останется там навсегда.

На прошлой неделе состоялся Петербургский экономический форум. На нем обсуждались новые измерения грядущей эпохи, связанные с применением искусственного интеллекта в реальном секторе, цифровой инфраструктуры и технологии блокчейн - в бизнесе и управлении. Обстоятельно говорили о человеческом капитале в цифровой экономике, о путях развития общества, о возможностях, рисках и вызовах. Рассматривали - правда, не так обстоятельно - и «детское измерение» цифровизации. Убеждена, сейчас именно эта тема становится все более значимой, поскольку современность бросает вызов и образовательной системе.

Российское школьное, высшее образование, несомненно, должно соответствовать современным требованиям, быть качественным и эффективным. Но важно при переходе на «цифру» не потерять то ценное, что составляет душу нашего народа, его этическую основу. Передать молодым людям не только цифровые, но и культурные, этические, нравственные коды, которые позволят им быть настоящими гражданами нашей великой страны.

ФОТО Getty Images

Сейчас на Земле одновременно проживает шесть поколений. Самое молодое – это так называемое поколение Z. К нему относятся дети и подростки примерно до 14 лет. Они с полным правом могут называться рожденными цифровой революцией. Факты говорят о том, что дети все раньше и раньше начинают осваивать планшеты, смартфоны, пользоваться интернетом. Наши исследования 2015 года показывают: почти 80% школьников используют интернет 3 часа в сутки. Каждый шестой проводит там около 8 часов в сутки. Сегодня дети воспринимают интернет не как набор технологий, а как среду обитания. Это уже не отдельная виртуальная реальность, а часть их жизни. И этот образ жизни расходится с образом жизни родителей.

Все это говорит о том, что возникает новая социальная ситуация развития. Происходит возникновение новых психологических контекстов и феноменов, новых форм взаимоотношений, изменение принятых в культуре социальных практик.

Формирование психических функций

Интернет для детей выступает новым культурным орудием, которое опосредует формирование высших психических функций. Если до эпохи интернета они развивались в непосредственном взаимодействии ребенка и взрослого или детей между собой, то сегодня интернет вмешивается в это взаимодействие. Например, память. Психолог Бетси Спэрроу (Betsy Sparrow), опираясь на работы Дэниела Уэгнера (Daniel Wegner), предположила, что интернет стал особой формой памяти – трансактивной. Эта память возникает при длительных отношениях в парах, когда люди начинают полагаться на память друг друга. Память начинает работать по другим механизмам: запоминается не сама информация, а то, каким путем до нее добраться. Становится ли память хуже, или мы просто пытаемся приспособиться к новому образу жизни? Возможно, скоро мы будем судить об образованности не по тому, сколько мы знаем энциклопедических фактов или латинских крылатых фраз, а по скорости поиска или по оценке достоверности того, что мы находим в интернете.

Следующая проблема – внимание. Средняя продолжительность концентрации внимания значительно уменьшилась по сравнению с тем, что было 10–15 лет назад. Это особенно заметно, когда детей пытаются учить традиционными методами в школе. Дальше этот процесс может пойти в двух направлениях: либо будет усиливаться рассеяние внимания, когда человек следит за всем сразу и мало на чем сосредоточивается, либо дети будут учиться распределять свое внимание.

Есть и проблема сенсорной депривации. Погружаясь в интернет, дети получают меньше сенсорных сигналов из окружающего мира. Ощущение мира может стать менее чувственным. Может притупляться восприятие запахов, звуков реального мира. Ребенок может бояться прикосновений. Это может привести к сложностям в восприятии собственного тела, его возможностей, сложностям в восприятия себя как отдельной физической сущности, что важно для формирования идентичности. Кроме того, восприятие людей и их оценка часто основываются на невербальной информации. Ребенок не учится считывать эти сигналы, если он все время в интернете. Исследователи отмечают в связи с этим спад в способности к сопереживанию, к эмпатии.

И еще один феномен – «клиповое мышление». Оно стало формироваться задолго до интернета, когда появился телевизор и возможность переключать каналы. Развитие электронных форм общения ведет к возвращению мышления человека к дотекстовому периоду. Это не логическое мышление, а визуальные образы, ассоциации разного рода. Некоторые рассматривают клиповое мышление как переход к другому качеству мышления: от линейно-последовательного к мобильно-сетевому. Значит ли, что с клиповым мышлением дети становятся глупее? Есть исследователи, которые считают, что чрезмерное использование интернета ведет к атрофии мозга ребенка. Но есть другая точка зрения. Эксперименты психолога Гэри Смолла (Gary Small) доказывают, что активное использование интернета приводит к формированию новых нейронных связей.

Построение идентичности

Цифровые технологии оказывают влияние на формирование личности. Ребенок активно экспериментирует, у него появляется потрясающая площадка для построения своей идентичности, эксперимента со своей идентичностью, поиска своего социального «Я». В интернете он осваивает самые разные социальные роли. С другой стороны, попытки примерять на себя разные маски могут привести к тому, что идентичность не будет формироваться, а будет инсценироваться. Возможно застревание на стадии диффузной идентичности – смутного, неустойчивого представления о самом себе. В результате может затянуться процесс самоопределения, перехода от детства к юности и дальше.

Меняются и представления о социальном капитале. Дети в рамках социальных сетей накапливают количество знакомых, наращивают социальные связи, которые сохраняются потом практически на всю жизнь и способствуют будущей успешности. Именно через них люди выходят на новые ресурсы. Причем чаще всего важную роль играют не близкие друзья, а случайные френды.

Жизнь в цифровой среде вызывает появление новых психологических контекстов и феноменов. Например, феномен приватности, который для нашей российской культуры всегда был не очень характерен. Они настраивают свою приватность в социальных сетях, распоряжаются своими персональными данными. Это связано и с приватностью личности, и поведения, и персональных данных в первую очередь. Проблема защиты и безопасности персональных данных для детей находится в числе самых важных. Само понятие приватности сейчас эволюционирует. Грань между личным и публичным стирается. Меняются представления о частной жизни: она становится прозрачной.

Риски и угрозы

Мы выделили четыре группы рисков:

  1. Контентные,
  2. Коммуникационные,
  3. Потребительские,
  4. Технические.

И интернет-зависимость как некий отдельный риск.

Самые главные риски – коммуникационные и технические. Примерно 50% звонков по коммуникационным рискам связаны с проблемой кибербуллинга. Каждый пятый ребенок признался, что он жертва буллинга, а каждый четвертый – что он агрессор. Отсутствие культуры в школе, понимания, что такого нельзя делать, остается большой проблемой. Важное условие безопасности подростков и детей в интернете – цифровая компетентность. Мы разработали индекс цифровой компетентности по четырем сферам: контент, коммуникация, потребление и технические аспекты. Мы выяснили, что дети не обладают каким-то особым знанием, хотя и считают, что знают интернет как свои пять пальцев. Поэтому повышение цифровой компетентности (не только детей, но и учителей и родителей) – это самая важная задача сегодня».

Материал подготовлен на основе лекции «Цифровое поколение: компетентность и безопасность», прочитанной в рамках лектория «Кафедра психологии «Новой газеты» 27 января 2016 года. Подробности по ссылке .

6 Фев 1 3466

Для современного человека очень важно уметь пользоваться цифровыми технологиями. Это дает нам невероятные возможности для хранения, передачи и поиска информации. Вся информация преобразована в двоичный код 0-1. Вот почему мир стал называться «цифровым». Многие считают, что цифровая революция изменила общество гораздо больше, чем техническая революция. Мы с вами находимся в эпицентре этого влияния.

Цифровые устройства оказались в руках наших детей. Теперь у них появились такие возможности:

  • доступ к любой информации
  • множество сетевых развлечений
  • круглосуточное общение друг с другом.

В чем же проблема? Вроде бы это прогресс? Большинство людей и считают, что это прогресс. Тем не менее, у родителей возникают сложности с воспитанием детей. Дети проводят перед мониторами как никогда много времени.

Немного фактов:

  1. 100% молодых людей возрастной категории 12-24 лет пользуются Интернетом (по данным 2010 г.);
  2. дети в возрасте 8-18 лет проводят в среднем по 10 часов 45 минут в день с цифровыми устройствами (по данным на 2010 г.);
  3. 74% подростков выходят в социальные сети с помощью своих мобильных телефонов;
  4. подростки отправляют более 3000 текстовых сообщений в месяц (2010 г.);
  5. показатели подростковой интернет-зависимости растут, педиатры бьют тревогу.

С какими проблемами сталкиваются родители, воспитывая своих детей в век цифровых технологий? Собственно проблема заключается в том, что это не то, что нужно нашим детям, с точки зрения установления привязанности. Более того, цифровые устройства препятствуют этому.

Что необходимо нашим детям, чтобы реализовать свой потенциал как человеческой личности?

1. Они должны стать самостоятельными людьми со своими собственными идеями, намерениями, смыслами, стремлениями, предпочтениями и ценностями.
2. Они должны насытиться привязанностью и оторваться от взрослых, которые насытили их.
Вспомним, как формируется привязанность:
— через ощущения (физический контакт, зрение, слух, запах, вкус);
— похожесть;
— принадлежность и верность;
— значимость, одобрение;
— чувства, любовь;
— чтобы тебя понимали и принимали.
Именно этого ищут дети. Как растение, которому необходимо питание для роста и развития. Им нужно пережить становление через привязанность.
3. Они должны адаптироваться к несовершенству и потерям, чтобы развивать свои способности жить в реальном мире. Через грусть и слезы тщетности дети должны понять, что определенных вещей в жизни нельзя изменить. Необходимо научиться гибкости, чтобы жить в реальном мире.

Готовность детей к восприятию информации

Еще одна вещь, которая необходима детям, чтобы реализовать свой личностный потенциал – это умение адаптироваться к неизбежным потерям. Потенциально люди способны адаптироваться лучше всех других живых существ, но это не заложено в нас изначально. Мы должны противостоять печали, когда встречаемся с вещами, которые в нашей жизни не работают, развивать устойчивость, научиться понимать, что мы не должны идти одним путем, уметь подстраиваться под те вещи, которые не можем изменить. Итак, в чем же проблема с прямым и непосредственным доступом к информации, как это на нас влияет.

Прежде всего, нам необходимо разобраться с таким понятием как внимание . Люди всегда страдали от информационной перегрузки (а кто-то из вас страдает прямо сейчас). Мы страдаем от информационной перегрузки, нам не нужно слишком много информации. Внимание работает так: 98% поступающей информации оно отбрасывает в пользу осознания оставшихся 2%. Кто-то из вас сейчас это пропустил, не волнуйтесь, вы усваиваете столько, сколько можете.

Итак, ваши защитные механизмы отфильтровывают мои слова прямо сейчас. Почему? Потому что вы перестали выносить из них смысл, вам уже хватит. Дело в том, что когда мы проглатываем больше, чем можем переварить, мы плохо себя чувствуем. Это происходит на физическом уровне. Механизм внимания всегда готов отфильтровать лишнее, когда дело доходит до обработки информации при избыточной стимуляции.

Угадайте, что происходит, когда дети смотрят в экран? Фактически это вызывает более активную ответную реакцию регуляции, активизируется дополнительная защита от информации, просто потому, что сейчас мы как будто стоим под пожарным шлангом, из которого на нас хлещет информация. Этот поток активизирует наши защитные механизмы. Он фактически мешает тому процессу развития мозга, о котором нам сейчас известно.

Раньше мы считали, что мозг похож на миниатюрный компьютер или, скорее, на очень большой компьютер, но, тем не менее, мозг считали компьютером, процессором по обработке информации, в который вы закладываете информацию, а он ее обрабатывает. Сейчас мы знаем, что мозг работает не так. Мозг — это «решатель задач». Мозг решает задачи. Связи в мозгу возникают для решения задач, и мы знаем сейчас, что связи для решения задач развиваются через игру.

Игра – а играют все потомки млекопитающих - это самая важная часть развития. Мы сажаем детей перед экранами, и это мешает возникновению игровой деятельности. Игра необходима для развития мозговых связей, которые позднее используются в школе. Мозг не возникает и не развивается благодаря знанию алфавита, мозг не развивается от изучения цифр, мозг не развивается от получения информации, потому что может обработать лишь столько, сколько нужно ему для развития, и развивается он не через получение, а через преобразование информации в его собственный мир.

Одно из исследований продемонстрировало обратную зависимость между временем, проводимым у экрана, и развитием речи у дошкольников. Фактически есть много разных исследований о неблагоприятном влиянии на развитие мозга. Прямой доступ к информации разрушает зависимость детей от нас.

Сейчас мы должны понять, что заботиться о детях означает сделать их зависимыми от нас, а главные области, в которых легче всего установить зависимость, – это еда, компания и информация. Но наши дети больше не хотят еды от нас, у них есть холодильник. Нашим детям больше не нужна наша компания, они общаются друг с другом. Наши дети больше не ищут у нас ответов на вопросы, у них есть Гугл. И это навсегда изменило те беседы, которые мы могли вести раньше.

В чем же проблема?

Проблема в том, что с воспитательной точки зрения дети всегда могли на нас опереться, зависеть от нас, потому что мы были источником всего этого: компании, пищи и информации. Сейчас доступ к информации подрывает нашу способность контролировать содержание, контекст и длительность воздействия этой информации.

Родители потеряли концепцию «готовности». Дети знают намного больше о сексуальности и сексуальных контактах. Мы потеряли возможность выбирать время. Информации слишком много. Речь не о том, что именно они знают, а главным образом о том, когда, по нашему мнению, дети готовы воспринимать определенную информацию. Если говорить о контексте, раньше я ходил на прогулку со своими детьми, тщательно выбирая время, чтобы поговорить с ними о некоторых вещах. Сейчас это невозможно. У них у всех есть доступ к информации. Он душит зарождающуюся индивидуальность и нежные ростки идей, любопытства и размышлений

Я попробую проиллюстрировать то, о чем говорил. Изначально (я говорю об информационном веке) мы считали, что чем больше у человека информации, тем больше он готов к решению задач. Мы так думали. И мы ошибались. Я имею в виду идеи 1960-х годов, а также 70-х и 80-х, когда компьютеры только начали появляться. Это называлось «теорией обработки информации» и считалось, что для человека хорошо иметь доступ ко всем видам информации, чем больше, тем лучше. Оказалось, что это совсем не так.

Благодаря психологии развития теперь мы знаем, что наличие информации не приводит к решению задачи. Чем больше информации, тем меньше нас. Необходимо, чтобы у ребенка было любопытство, чтобы он хотел знать разные вещи, чтобы он чувствовал себя действующим лицом в процессе, чувствовал, что это его любопытство, ему интересно, он появляется из осознания им собственных смыслов разных вещей.

Откуда это берется? Это появляется, когда утолена нужда в привязанности, близость в контексте связи, с кем-то, кто дает ему больше, чем он просит, во взаимоотношениях с родителями, учителями, теми, кто заменяет родителей. И когда появляется самоосознание, появляется игра. Ребенок входит в игру, переселяется в ее мир, и его мозг начинает лучше решать задачи. И когда это происходит, ребенок начинает искать информацию в результате пробуждения любопытства.

Сейчас мы можем брать информацию отовсюду, но информация — это последний элемент паззла. Информация должна идти последней. Должна быть сформирована готовность с точки зрения развития. Мы нагружаем наших детей информацией, которую их мозг, вероятно, не может использовать, и это мешает развитию их деятельности в рамках привязанности.

Одно из печальнейших исследований университета Южной Калифорнии показало, что время, проведенное ребенком вместе с семьей, за последние десять лет упало на треть. И это в 30 странах! Это место занимает время, проведенное перед экраном. Мы теряем контекст воспитания наших детей.

Еще раз повторю, информация - это последняя составляющая в уравнении. Ребенку нужно не больше информации, а больше контакта, близости и приглашение существовать в нашей жизни. Дети должны напитаться этим, и лишь тогда они станут самостоятельными существами. А сейчас у детей беспрецедентными темпами возникает скука, а когда им скучно – они ищут больше информации и больше социальной стимуляции, но это не помогает справиться со скукой. Слово «скука» (bore) в английском языке имеет еще одно значение: «дыра». Это ощущение дыры, которую нужно чем-то заполнить. Мы всегда пытались заполнить ее своим появившимся «я», интересом, любопытством, вопросами о своем мире, а сейчас пытаемся заполнить информацией и стимуляцией, но беда в том, что информация не помогает.

Видеоигры и проблемы воспитания детей

Видеоигры не способствуют связи поколений и не помогают первичной адаптации к потерям и поражениям. Когда я был ребенком, в школе мы играли в игру под названием «Марблз» (игра в шарики). У меня была замечательная сумка с разными шариками. Я обожал свои шары. Мы всегда могли выбирать, играть на интерес или на результат. Иногда я не выдерживал играть на результат, ведь это означало, что в конце дня я мог потерять свои шары. Я не любил расставаться со своими шарами, испытывал печаль и разочарование. Поэтому я решил играть на интерес, когда все мои шары оставались со мной, и я уносил их домой.

Современные игры - это игры на интерес. В них нет проигрыша. Адаптации нет места, поражению нет места. Почему? Потому что всегда есть новый уровень, новая попытка. Все электронные игры - не насовсем. Поэтому адаптации нет места. Игры всегда служили этой цели. Для нас это был способ встречи с потерей и утратой, мы играли с этими вещами, поскольку они значили не так уж много, и они готовили нас к потерям, к принятию, к адаптации. Современные видеоигры не служат адаптации.

Видеоигры не дают возможности совершенствовать умения и мастерство, лишают детей возможности взаимодействовать, перебивают всякий аппетит к сближению и тесному общению. Настоящую тревогу вызывает то, что у человека появляется болезненная тяга к победе.

Есть интересные статистические данные относительно жен геймеров (игроков). На первом месте среди всех жалоб – мужья теряют всякий интерес к эмоциональной, психологической и сексуальной (телесной) близости. Игра их полностью поглощает. Игра перебивает аппетит, и человеку больше не хочется тесных и близких отношений. Вот что вызывает тревогу.

Болезненное стремление побеждать происходит при активации нейронов, отвечающих за привязанность. Человек становится крайне зависимым от игры. Моя дочь преподает в Ванкувере, в школе альтернативного обучения. Детям в этой школе было дано задание: составить расписание своего дня. Вот одно из расписаний. Это второй вариант. Первый был еще хуже. У ребенка серьезные проблемы.

(X-box — это время для видеоигр)

Чем опасно общество, внутри которого социальное общение построено на цифровых технологиях? Ключевое слово — «социальное». Нарушается связь между поколениями. Первичная связь между людьми больше не дает возможности осуществиться привязанности. Связь осуществляется вне контекста ритуала собрания. А ведь это невероятно важно.

Возьмем простое приветствие. Жители французского Прованса, люди многовековой культурной традиции, прежде чем начать взаимодействие, сначала вовлекают друг друга в диалог. Поймать взгляд, потом улыбка, кивок. Как только задействованы инстинкты привязанности, ребенок инстинктивно хочет вести себя хорошо, слушаться старшего, соглашаться на его предложения. Благоприятная связь установлена.

Именно это полностью отсутствует в смс и в социальных сетях. В Провансе никто не будет с вами разговаривать, если вы не вовлекаете сначала собеседника в диалог. С жителями Прованса невозможно вести бизнес по телефону. Ведь и по телефону нельзя улыбнуться, встретиться глазами и кивнуть. Вам может показаться, что вам грубят. Любой продавец в магазине будет вести себя с вами грубо, по крайней мере, вам так покажется. А на самом деле они просто не знают, как себя с вами вести, ведь сначала надо посмотреть друг на друга, кивнуть и улыбнуться, и это заложено в их культуре.

Сначала вовлечение в общение и только потом собственно общение. В социальных сетях и в цифровой культуре все как раз наоборот: сначала общение и только потом – вовлечение в общение. Никаких «глаз, улыбок, кивков». Инстинкты привязанности не срабатывают. Общение совершается в ущербных условиях. Мы не были созданы для такого. Не так должно строиться наше общение друг с другом. Существуют определенные схемы взаимодействия и общения, по которым для начала надо просто поздороваться, встретиться глазами друг с другом, мы должны понять, что нас приглашают в диалог, мы должны получить ответный кивок на наш кивок, улыбку в ответ на улыбку. В противном случае общение может стать опасным. Такой тип общения опасен в том числе и для наших детей.

Поиск близкого контакта происходит без заботы и любви. Общение в соцсетях совершается при ущербных условиях. При общении в соцсетях негативная полярность стремительно возрастает. Вот она, темная энергия привязанности. В ответ на каждую попытку сблизиться вы всегда получаете противление. Вот почему ребенок может пострадать.

Общение в социальных сетях слишком поверхностно и направлено на то, чтобы участники не получили травму от общения. Между людьми не существует никакой эмоциональной близости, в социальных сетях вообще нет места глубоким эмоциональным переживаниям и психологической близости. Вся энергия распыляется. Взамен остается бешеная активность, направленная исключительно на поиск поверхностного контакта и, конечно же, это мешает истинной привязанности.

В таких условиях отношения между людьми не могут развиваться как следует, у человека нет никакого желания налаживать связь и идти на близкий контакт. У Шерри Теркилс, ведущего ученого в области цифровых технологий, есть прекрасная книга «Вместе в одиночестве». Вот цитата из этой монографии: «Сегодня мы чувствуем себя беззащитными в общении с другими людьми, в то же время в стремлении к этой близости мы обращаемся к компьютерным технологиям, чтобы вступить в отношения и – чтобы полностью от них защититься».

Как результат – ненормальная, поверхностная, болезненная привязанность к соцсетям.

От этого необходимо защитить наших детей. Это состояние подрывает и душит на корню все сложные и тонкие процессы отношений в семье и полностью уводит детей от родителей, которые должны заниматься их воспитанием.

Сегодняшние технологии построения привязанности заставляют выбирать в партнеры по общению не взрослых, а сверстников. Те, кто разбирается в новых технологиях, будут искать общения только с равными. Чем легче строится общение, тем быстрее формируется привязанность. С бабушками и дедушками они не выстраивают прочных отношений. Да и с родителями тоже. Компьютерные приборы нового поколения в руках наших детей делают их ближе друг к другу, и не включают в систему иерархии взрослых.

Вот еще несколько проблем:

Общение в сети разрушает детскую зависимость от взрослого, который должен удовлетворить потребность в привязанности. Только взрослый может быть источником ответов на все вопросы и удовлетворять потребности ребенка. Это подрывает способность ребенка удовлетвориться тем, что ему предлагает взрослый. Кроме того, социальное цифровое общение пронизывает всю школьную культуру и ментальность.

В Китае фейсбук вне закона, там есть своя внутренняя сеть общения, называется «Рен-рен». Это выражение означает «школа навсегда». Получается, что для всех нас школа была тяжелым испытанием и она никогда не закончится.

Означает ли это, что сегодняшние инструменты общения по существу ПЛОХИЕ? И на этот вопрос я отвечаю однозначным и категорическим «нет». Несмотря на все то, что я только что сказал. У меня нет никакого желания поворачивать время вспять, нам нельзя отставать от самих же себя. Все это было неизбежно.

Привязанность – это наша первейшая и важнейшая потребность. На заре цифрового века мы только научились переводить информацию на язык цифр. И мы хотели использовать открывшуюся возможность для того, чтобы общаться друг с другом. А сегодня это превратилось в технологию производства привязанности. Цифровые устройства сначала использовались исключительно как средства связи, а не для того, чтобы собирать информацию.

Это открытие было невероятно. И мы не смогли бы его миновать. Удивительно, что наши мечты осуществились. Только нельзя, чтобы наше детище взяло над нами верх. И времени на это остается совсем немного. Весь вопрос – в организации времени. И я сам лично хочу, чтобы мои дети и внуки в совершенстве разбирались в компьютерных технологиях.

Зрелость и готовность детей к жизни в цифровом мире

У меня пятеро детей и трое внуков, и я действительно хочу, чтобы все они очень хорошо разбирались в цифровых устройствах. Я понимаю, что это необходимо. Но все умения должны формироваться по мере готовности ребенка к их освоению – своевременно. Здесь уже идет речь об этапах развития детской психики. Как, например, обстоит дело с десертом? Это вкусно, но когда его подают? Только после основного блюда. Иначе десерт испортит аппетит. Если десерт съесть перед обедом, пищеварение будет нарушено. Это понятно каждому. Всему свое время. Поэтому мы говорим: «Сначала съешь свой обед».

То же самое о напитках. Мы не скажем, что алкоголь – это всегда плохо. Мы отмечаем праздники, веселимся с горячительными напитками. Проблемы начинаются, если этими напитками злоупотребляют. Алкоголь опасен для здоровья ребенка. Его время еще не пришло. Всему свое время.

Теперь про сексуальные отношения. Наверняка все согласятся, что секс – это хорошо. Однако эти отношения должны быть безопасными. Вступать в близкие отношения необходимо с тем, к кому мы действительно испытываем привязанность, и, прежде всего, для продолжения рода. С этим нельзя шутить. Человек должен созреть для сексуальных отношений. Всему свое время.

Говоря о воспитании детей в век цифровых технологий, мы также должны учитывать зрелость и готовность ребенка к встрече с цифровыми устройствами.

Так когда же ребенок действительно готов к жизни в информационном мире?

  • Не раньше, чем у ребенка появились его собственные идеи, вопросы, цели, творчество — только в этом контексте.
  • Не раньше, чем у ребенка появилась жажда к познанию – только в этом контексте.
  • Не больше информации, чем требуется для решения определенных проблем и не больше, чем может быть усвоено.

Ребенку также необходимо созреть и быть готовым к видеоиграм и сетевым развлечениям.

  • Только после того как ребенок осознал тщетность ухода от реальности и научился решать проблемы в реальной жизни.
  • Только после того как ребенок принял самого себя и утвердился в том, что он хочет быть собой, а не кем-то другим.
  • Только после того как ребенок научился переживать потери и поражения, и он не испытывает болезненной тяги только побеждать.

Ребенку необходимо созреть и быть готовым к общению с ровесниками посредством цифровых технологий.

  • После того как близкие отношения с родителями сформированы;
  • После того как выработана способность оставаться собой при общении с ровесниками;
  • После того как отпадает желание быть признанным ровесниками и быть принятым в их компанию;
  • После того как налажены крепкие отношения со взрослыми, которые несут ответственность за ребенка.

Роль родителей в мире цифровых технологий

Жан Жак Руссо еще в 1763 году говорил, что основная роль родителей быть своеобразным буфером для общества. Эта мысль актуальна и сегодня. Родители в мире цифровых технологий – это буфер для детей до тех пор, пока они сами не научатся правильно обращаться с информацией и цифровыми устройствами. Родителям необходимо подготовить детей к выходу в большой мир, формируя естественную привязанность. Медленно, постепенно, пока ребенок растет. Это очень важно.

Новейшие исследования показали, что цифровая зависимость гораздо сильнее, чем алкогольная и табачная. У детей с помощью родителей должно сформироваться понимание того, что такое цифровые технологии и зачем они нужны. Мы не должны испортить аппетит нашим детям, допустив преждевременную встречу их с цифровыми устройствами и социальными сетями.

Проблема еще и в том, что более 80% родителей не видят никаких проблем, связанных с цифровыми технологиями. Согласно исследованиям университета Южной Калифорнии, большинство родителей действительно считают, что общение с ровесниками необходимо их детям, общение и развлечения в соцсетях помогают детям избежать скуки и одиночества. Многие думают, что у детей должен быть доступ в интернет так же, как и у родителей. Получается, что родители не осознают этой проблемы, и это усугубляет кризис. Американские педиатры еще в 2010 году говорили, что многие родители разрешают детям пользоваться цифровыми устройствами, чтобы они могли стать частью общества. Непонимание родителей — это тоже серьезная проблема.

Социальные сети и близкие отношения

Нам необходимо создавать ритуалы и правила, чтобы защищать здоровую привязанность и чтобы защитить детей от преждевременных внешних влияний. В некоторых культурах существуют разнообразные табу, определяющие, кому с кем можно заговорить, кому с кем разрешено вступать в отношения. В Провансе, например, нельзя даже пообедать с кем-то, к кому ты не привязан. Говорят, от этого может разболеться живот.

Существует множество правил, которые призваны защищать привязанность. Те из вас, кому близко религиозное мышление, иудейское или христианское, хорошо знакомы с десятью заповедями. Если хорошенько присмотреться к десяти заповедями, если рассмотреть их через призму привязанности, вы увидите, что все десять заповедей – про сохранение иерархической привязанности. На самом деле, там даже есть две заповеди, запрещающие вмешиваться в привязанности соседей. Почему? Потому что привязанность – это то, что создает культуру. Она сохраняет связи, сохраняет пути передачи культуры, и, позволяя детям привязываться к родителям, она создает для нас контекст, в котором мы можем их растить.

Нам необходимо научиться создавать свои ритуалы, свои правила, например: «В нашей семье, когда все собираются за столом, цифровые приборы не участвуют в ужине. Мы разговариваем. Это время, когда мы приглашаем друг друга существовать в настоящем моменте. Мы рассказываем истории». Мы должны создавать определенные места, в которых могло бы происходить единение. Мы должны давать им «настоящую еду». Что-то реальное, что питает их. И тогда они будут в состоянии «переварить» цифровое.

Еще немного фактов и цифр. В 64% домов телевизор работает во время еды. В 45% семей телевизор работает почти все время, даже когда никто его не смотрит. Я знаю, что телевизор – не цифровой прибор, но все же это показательно. 71% признается, что у них есть телевизор в спальне, у 50% в спальне есть игровая приставка. Только 28% детей говорят, что у них в семьях есть родительские правила просмотра телевизора, и лишь 30% имеют правила использования видеоприставок. Добавлю, что только 36% родителей ограничивают компьютерное время своих детей.

Это наша проблема. Родители теряют уверенность в себе. Мы влюблены в технологии, и часто нам не удается даже заложить основу ритуалов, которые бы защищали потребности детей. Изначально им не нужно это все. Им нужны мы. Им нужны мы! И нам необходимо защищать эту потребность. Держаться за нее. Убрать соблазн из зоны доступа. Мы снова и снова искушаем их, вместо того, чтобы убрать предметы искушения подальше от них. Мы же не раскладываем пирожные по всему обеденному столу или не держим алкоголь в доступных местах. Повторюсь: нужно держать соблазн вне зоны их доступа. Ребенок должен легко и глубоко привязаться к нам. Мы должны защищать своих детей, удовлетворяя их голод привязанности.

Сначала я не беспокоился по поводу Фейсбука. До определенного момента… Двое моих младших детей родились в цифровую эпоху, сейчас им по 20 и 24. Моей старшей дочери 30 лет, так что она родилась до начала цифровой эпохи, трое моих старших детей не принадлежат к цифровому поколению, поэтому они не понимают тот мир, в котором живут мои младшие дети.

Наша главная забота – «кормить своих детей за нашим столом». Сделать для них ценными отношения с братьями, сестрами, дядями, тетями — возможность эмоциональной и психологической близости. Пусть у них будут профили на Фейсбуке, пусть они пользуются социальными сетями, но это не должно быть то место, где они живут. Если ты ориентирован на ровесников, ты живешь в соцсетях. Вопрос не в том, есть ли у тебя профиль в соцсетях, а в том, откуда ты получаешь питание, чем именно ты питаешься. Где ты насыщаешься чувством принадлежности. Проблема в этом.

В действительности соцсети – неплохой десерт, но он не годится в качестве основного блюда. Нашим детям нужны мы. Мы учимся защищать своих детей так же, как пытаемся защищать от сладкого до обеда, удовлетворяя их голод привязанности. Мы обращаемся к лежащей в основе этой проблемы ориентации на ровесников, ведь начинается все с нее.

Когда только появился Facemash (прародитель Фейсбука – прим. переводчика) в Гарварде, где сейчас мой сын изучает нейрофизиологию, там разместили фотографии самых «горячих» девушек. Сейчас это общеизвестный факт. Портреты красивых девушек могли оценивать пользователи. Все это не очень изменилось. Социальная сеть — это то место, где вас судят, оценивают, к вам присматриваются. И в целом наблюдается ориентация на ровесников. Если же мама и папа, дяди, тети, бабушки и дедушки, любимые учителя много значат для нас и мы ориентируемся на них – мы не будем жить в соцсети.

Психологическая близость – это способ узнавать человека.

Знать признаки поведения ребенка, у которого проблемы, и осознавать границы своей естественной власти – вот что очень важно. Многие родители пытаются контролировать детей. Они пытаются контролировать время, которое дети проводят у монитора компьютера, когда в действительности они утратили контроль. Помните, что многие дети зависимы. Они более не отвечают за себя. Всегда помните это. Потому что если вы позволяете пользоваться компьютером для хороших целей и при этом ограничиваете время: полчаса или час, они начинают выскальзывать из этих рамок.

Мы должны понять, что дети просто не справляются с этим. Необходимо реально оценить ситуацию. Мы должны понять, насколько сильно такие вещи вызывают зависимость. Это как курение. Мы зовем ребенка к себе и говорим: «Смотри, это вредно для твоего здоровья. Попробуй бросить». Ребенок ответит вам: «Я могу бросить в любой момент, как только захочу!» И вы говорите: «Хорошо, давай посмотрим, сможешь ли ты остановиться. Сможешь ли не курить неделю». Ребенок выяснит, что не сможет без своей зависимости и двух дней. Они об этом даже не задумываются. Дело в том, что очень многие дети не в состоянии себя контролировать.

Итак, мы должны вмешаться, если у ребенка уже есть проблема зависимости, осознавая границы своей естественной власти. В первую очередь нужно восстанавливать и укреплять наши отношения. Это то, что происходит помимо контроля. Нельзя просто сказать: «Прекрати. Не делай этого», потому что вы уже утратили контроль. Это время, когда пора возвращать ребенка себе. Это время, когда пора снова завоевывать его сердце. Это время, когда необходимо углублять отношения. Потому что для освобождения от зависимости им нужно не только вернуть отношения с нами. Им нужно почувствовать удовлетворение от этих отношений. Удовлетворение от того, что их приглашают в нашу жизнь еще до того, как ослабеет их зависимость от других вещей.

Только тогда мы можем попытаться сделать шаг к созданию ритуалов, которые смогут им помочь. Но нельзя просто сказать им: «Все, хватит уже». Сначала нам необходимо восстановить и укрепить отношения. И в конце концов стать для них главными, правильно используя способы укрепления привязанности. Таких способов множество, ими можно и нужно пользоваться.

Наш младший сын сейчас в отъезде, в Соединённых штатах. Он третьекурсник университета в Лос-Анджелесе. Он очень скучает по нам, и мы очень скучаем по нему, он самый младший из пятерых наших детей. А потом мы подумали – у нас же есть Скайп! Мы связались с ним по Скайпу и поставили компьютер на обеденный стол. И вот наш традиционный воскресный обед – я привожу мою маму, приходят все дети со своими супругами и с детьми (с нашими внуками), нас получается 13 человек. А Брайан с нами во главе стола! Он не мог есть ту же еду, но он был с нами во время обеда. Мы нашли способ «доставить» его к обеденному столу. Раньше мы и подумать не могли о таком. А сколько ещё всего можно придумать, сколько всего! Мы можем читать книжки детям, будучи в отъезде. Мы можем делать что-то вместе. Мы можем проводить вместе время. Это удивительно. Мы должны показать нашим детям пример воссоздания общения в том виде, в котором оно необходимо. Здесь большой потенциал.

Таким образом, получается, что мы, научившись кодировать информацию в единички и нули, открыли эру информации. Но это ещё не всё. Человеку необходимо и всегда было необходимо общение. Это его главнейшая потребность. Не информация! Поэтому цифровые устройства очень быстро стали устройствами для общения. Но они благосклонны лишь к тем, и позволяют общаться лишь с теми, кто обладает этими технологиями и имеет смелость, чтобы с ними работать.

Те из нас, кто не нуждается в технологиях, не могут стать частью цифровой действительности. Нам необходимо каким-то образом защитить наших детей. Дело не в технологиях – технология сама по себе не может быть плохой. Но мы должны понимать возможности технологии и знать о возможной зависимости человека от технологии. И если мы будем понимать, что детям на самом деле необходимы контакт и эмоциональная близость, которые только мы можем обеспечить, мы сможем достичь успеха. Но нам нужно осознавать это, нужно обсуждать это, нужно научиться говорить об этом. Большое спасибо.

Гордон Ньюфелд отвечает на вопросы родителей

— Спасибо огромное, столько информации! У меня тоже пятеро детей, некоторые из них сегодня здесь. Я работаю в системе школьного образования. Нам предстоит решать проблему, связанную с тем, что дети уже в нежном возрасте приносят в школу персональные устройства. Что Вы можете предложить нам как воспитателям, как предотвратить развитие этой проблемы? Нам дано распоряжение позволять детям приносить цифровые устройства в класс.

— Я не знаю, не представляю себе. Я не могу это понять. Нью-Йоркский школьный округ пошёл другим путём – они запретили все цифровые устройства в школьной системе образования. Можно предположить, что школьная система стремится к доступности информации, а где образование – там и информация. Но мы не осознаём при этом, что на самом деле детям нужно другое. Они нуждаются во взаимоотношениях. И поэтому у меня нет ответа на этот вопрос.

Я думаю, что иногда что-то хорошее может встать на пути у лучшего. И я задаюсь вопросом – если мы можем отличить лучшее от хорошего, сможем ли мы понять, когда хорошее начинает мешать лучшему. И мне кажется, об этом стоит подумать.

С другой стороны, если у нас прочные взаимоотношения, если ученики привязаны к нам достаточно сильно, они смогут принять наши ограничения, наше влияние, наши рекомендации – как лучше этим пользоваться. Поэтому я не думаю, что вопрос в том, разрешать ли цифровые устройства в школе – мы не можем их запрещать, мы их используем для доступа к информации и для решения разных задач. Нам нужно сделать так, чтобы ученики были к нам привязаны, и тогда мы сможем обеспечить должный уровень контроля. Потому что мы не можем и не должны оставить это просто так.

В связи с этим вспомнил о своей поездке на Бали. Там феноменальная культура. У большинства людей нет телевизора. Я нигде не видел счастливее детей, чем там. Это просто удивительно – эти открытые лица, эмоциональная восприимчивость, отсутствие агрессии, это был удивительный опыт. Маргарет Мид была на Бали в 1940-е годы и не видела таких детей больше нигде. Я перечитывал её труды как раз когда мы там были и писал о том, как с точки зрения теории развития это может быть возможно.

И тут кто-то из Штатов решил подарить каждому ребёнку на Бали компьютер и подключить их к интернету. У них вообще-то не было соединения, потому что они живут вместе всей семьёй. Все, кого они хотели бы видеть, и так рядом. Поэтому им это не нужно. Но я думаю, что через 10 лет их неолитическая культура, которой более 4000 лет, может быть разрушена.

Просто потому, что дети имею доступ к интернету и возможность импортировать североамериканскую культуру. И потеряют собственную. Это благое начинание, но его не так нужно было делать. Это был акт филантропии, из филантропических соображений помочь Бали перейти в современность. Перейти в цифровой мир. Но у них была своя культура, которая между прочим была вполне состоятельна. Наша культура не так уж состоятельна.

Если Вы знакомы с литературой по теме, вы знаете, что самый важный фактор в преподавании, в обучении — это взаимоотношения ученика и учителя. Мы знаем об этом с научной точки зрения и мы чувствуем это интуитивно. В первые две недели, когда наш ребёнок пошел в школу, нам важно знать только одно – нравится ли ему учитель и считает ли он, что нравится учителю. Это величайший показатель будущего успеха в учёбе и поведении. Поэтому вопрос – каким образом цифровые технологии повлияют на взаимоотношения учителя и ученика. Вот что нам нужно понять – и сохранить это знание, потому что мы теряем понимание важности взаимоотношений ученика с учителем в процессе обучения.

— Я спрошу как представитель эры цифровых технологий…

— Гражданин цифровой эпохи!

— Может быть, я по-другому думаю, чем все здесь присутствующие. У меня два вопроса. Первый: почему у нас не может быть и того и другого? Почему мы не можем быть привязаны и к цифровым технологиям, и одновременно к нашим родителям? Вот Вы говорите, что у нас может быть такая привязанность, и что они замещают друг друга.

— Вообще-то я имел в виду то же, что и Вы: всё это допустимо, пока привязанность к цифровым технологиям не становится на пути у наших истинных нужд. Можно, конечно, иметь обе привязанности, но социальная коммуникация не должна соперничать с тем, что нас питает, с тем, что на самом деле нужно ребёнку.

— И второй вопрос – может быть, Вы прокомментируете такую ситуацию. Одна девушка нелестно отозвалась на своей страничке в Фейсбуке о своих родителях и о своей семье. Её отец увидел это, отобрал её ноутбук и прострелил его где-то в поле, видео этого случая широко распространилось в интернете. И многие были на стороне её отца, говорили, что ей не стоило так поступать и что хозяином ноутбука является отец. Но я не стал бы заходить на страничку моего ребёнка в Фейсбуке, и Вы говорили, что Вы не стали бы так делать, потому что это…

— Нарушение психологического доверия.

— Так как Вы могли бы прокомментировать эту ситуацию? Вы согласились бы с отцом?

— О господи, это очень незрелое решение. С этим нельзя согласиться. Согласны ли вы с его чувствами, ощущением предательства? Согласны ли вы, что он был в тревоге, панике, чувствовал себя в опасности? Я понимаю. Но я не согласен с ним. Этого не должно было произойти. Он не должен был так делать. Такие проблемы нельзя решать силой. Проблема — во взаимоотношениях между ними. Но его чувства понять, конечно, можно.

— Здравствуйте, мне очень нравится Ваша концепция «готовности». Может быть Вы могли бы сформулировать какие-то основополагающие принципы – как, на какой стадии, в каком возрасте дети могут быть способны иметь дело с цифровыми технологиями?

— В принципе, это так же, как с ориентацией на ровесников. Вопрос в том, что каждый ребёнок уникален. У каждого разная глубина отношений с Вами, разная ценность этих отношений.

Основной принцип таков: Вы должны понимать, не теряют ли они связи с Вами, пользуясь цифровыми технологиями, или всё-таки у Вас появляется конкуренция. Вы сможете почувствовать, если ребёнок от Вас отдаляется. И могут ли они оставаться самими собой или их начинает куда-то уносить.

Меня всё время просят, скажите, в каком возрасте, на какой стадии? Я не могу сказать. Вы лучше знаете Вашего ребёнка. Вы должны стремиться дать ему лучшее. И проблема ещё в том, что Вам нужно быть готовыми принимать родительские решения, которые могут не понравиться Вашим детям. Слишком многие родители сегодня боятся расстроить своих детей. Мы должны делать то, что в наших интересах. И в некотором смысле речь идёт о достоинстве. Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос.

— Я скорей не спросить, а прокомментировать. Я работаю с семьями, в которых дети от 0 до 6 лет. Мы предлагаем компьютерные программы для родителей по раннему обучению детей чтению и письму. И одна из наших программ, очень популярная, называется «Эйнштейн не смотрел ди-ви-ди», посвящена организации экранного времени для детей. И наш основной посыл в этой программе – важность времени живого общения по сравнению с экранным временем. Ваша лекция укрепляет наше убеждение в важности связи и привязанности, я очень, очень Вам благодарна. Сегодняшняя встреча с Вами для меня очень полезна. Огромное спасибо.

— Спасибо

— У меня два мальчика, 9 и 6 лет. Мы ограничиваем их время у экрана, но они просто обожают это время. И потом всё время обсуждают, что они там делали, что им досталось. А я просто оказываюсь тут ни при чём, потому что мне так трудно понять, что же они находят в этом такого увлекательного. Но с другой стороны, если б они обсуждали какую-то бейсбольную команду, я бы нашла время узнать о ней побольше. И я не знаю, это моё предубеждение против видеоигр, может быть, мне стоит больше с ними в это вовлекаться, или может быть такие обсуждения наоборот будут усиливать их зависимость от видеоигр…

— Это как раз иллюстрация проблемы. Вы в разных культурах. И это очень сложно. Я бы посоветовал Вам записать их в ту самую бейсбольную команду.

Для современного человека очень важно уметь пользоваться цифровыми технологиями. Это дает невероятные возможности для хранения, передачи и поиска информации. Вся информация преобразована в двоичный код 0-1, что и дало миру название «цифровой». Многие считают, что цифровая революция изменила общество гораздо больше, чем техническая. Мы как раз находимся в ее эпицентре.

Цифровые устройства оказались также и в руках наших детей, дав им возможность иметь доступ к любой информации, пробовать множество сетевых развлечений и круглосуточно общаться друг с другом.

По мнению большинства людей, это прогресс. Тем не менее у родителей возникают сложности с воспитанием детей, проводящих перед мониторами все больше времени. Но проблема заключается в том, что, с точки зрения теории привязанности, это не то, что нужно нашим детям. Более того, использование цифровых устройств может препятствовать укреплению и углублению привязанности, а также психологическому взрослению. А чтобы реализовать , нашим детям необходимо:

* стать самостоятельными людьми со своими собственными идеями, намерениями, смыслами, стремлениями, предпочтениями и ценностями;

* напитаться привязанностью и отделиться от своих взрослых;

* адаптироваться к несовершенствам и потерям, чтобы быть способными жить в реальном мире.

Влияние прямого доступа к информации на детей

Человеку не нужно слишком много информации, поэтому механизм внимания работает так: 98% поступающей информации отбрасывается в пользу осознания оставшихся 2%. Механизм внимания всегда отфильтровывает лишнее, когда дело доходит до обработки информации при избыточной стимуляции. Когда дети смотрят в экран, активизируется дополнительная защита от информации, так как экран подобен пожарному шлангу, из которого хлещет информационный поток. Активизируя защитные механизмы, этот поток фактически мешает процессу развития мозга.

Раньше считалось, что мозг похож на процессор, обрабатывающий информацию. Сейчас известно, что мозг работает не так. Мозг решает задачи: связи в мозгу возникают для решения задач, а развиваются они через игру. Давая детям экраны, взрослые препятствуют возникновению игровой деятельности. необходима для развития мозговых связей, которые позднее используются в обучении. Мозг не развивается благодаря знанию алфавита, изучению цифр или через получение информации, потому что может обработать лишь столько, сколько ему нужно для развития. Мозг развивается не через получение информации, а через ее преобразование.

Одно из исследований продемонстрировало обратную зависимость между временем, проводимым у экрана, и развитием речи у дошкольников. Существует много разных исследований о неблагоприятном влиянии экранов на развитие мозга.

Прямой доступ к информации разрушает зависимость детей от взрослых

Важно понять, что заботиться о детях – значит поставить их в зависимое от взрослых положение, а главные области, в которых легче всего установить иерархические отношения, – это еда, компания и информация. Современные дети берут еду из холодильника, общаются друг с другом, а для поиска ответов на вопросы используют «Гугл», свободный доступ к информации в котором душит зарождающуюся индивидуальность и нежные ростки идей, любопытства и размышлений.

Одно из печальнейших исследований университета Южной Калифорнии показало, что время, проведенное ребенком вместе с семьей, за последние десять лет уменьшилось на треть в 30 странах.

Ребенку нужно не больше информации, а больше контакта, близости и приглашение существовать в нашей жизни. Дети должны напитаться этим, и лишь тогда они станут самостоятельными существами. А сейчас у детей беспрецедентными темпами возникает скука, от скуки они ищут больше информации и больше социальной стимуляции, что, в свою очередь, не помогает с ней справиться. Слово «скука» (bore) в английском языке имеет еще одно значение: «дыра». Это , которую нужно чем-то заполнить. Некогда человек пытался заполнить ее своим появившимся «я», интересом, любопытством, вопросами о своем мире, а сейчас мы пытаемся заполнить эту дыру информацией и стимуляцией. Однако беда в том, что информация этому не способствует. Она должна быть последней составляющей в уравнении.

Видеоигры и проблемы воспитания детей

Видеоигры не способствуют связи поколений и не ведут к первичной адаптации к потерям и поражениям. Современные игры - это игры на интерес. В них нет проигрыша, а значит, и нет места адаптации, потому что всегда есть новый уровень или новая попытка. Видеоигры не дают возможности совершенствовать умения и мастерство, лишают детей возможности взаимодействовать, перебивают всякий аппетит к сближению и тесному общению. Настоящую тревогу вызывает то, что у человека появляется болезненная тяга к победе, связанная с активацией нейронов, отвечающих за привязанность, что делает человека крайне зависимым от игры.

Чем опасно общество, внутри которого социальное общение построено на цифровых технологиях? Нарушается связь между поколениями, а поиск близкого контакта происходит без заботы и любви, без ритуалов завладевания, которые помогают активизировать инстинкты привязанности. Следовательно, общение в социальных сетях поверхностно и направлено на то, чтобы участники не получили травму от общения. Между людьми может не быть никакой эмоциональной близости, в социальных сетях в принципе нет места глубоким эмоциональным переживаниям и психологической близости. Вся энергия распыляется. Взамен остается бешеная активность, направленная исключительно на поиск поверхностного контакта, и конечно же, это мешает истинной привязанности.

В условиях соцсетей отношения между людьми не могут развиваться как следует, так как они не располагают к желанию налаживать связь и идти на близкий контакт. У Шерри Тёркл, ведущего ученого в области цифровых технологий, есть прекрасная книга , в которой говорится о сути такого общения: «Сегодня мы чувствуем себя беззащитными в общении с другими людьми, в то же время в стремлении к этой близости мы обращаемся к компьютерным технологиям, чтобы вступить в отношения и – чтобы полностью от них защититься».

В результате перед нами ненормальная, поверхностная, болезненная привязанность к соцсетям, от которой необходимо защитить детей, ведь это состояние подрывает все сложные и вместе с тем тонкие процессы отношений в семье, уводя детей от родителей, задача которых заниматься их воспитанием и удовлетворять потребность в привязанности. Для ребенка только взрослый может быть источником ответов на все вопросы, и только взрослый способен удовлетворять истинные потребности ребенка. Но привязанность к цифровому общению подрывает способность ребенка удовлетвориться тем, что ему предлагает взрослый. Кроме того, социальное цифровое общение пронизывает всю школьную культуру и ментальность.

Сегодняшние способы построения привязанности заставляют выбирать в партнеры по общению не взрослых, а . Те, кто разбирается в новых технологиях, будут искать общения в основном с равными. Чем легче строится общение, тем быстрее формируется привязанность. С бабушками и дедушками уже не выстраиваются прочные отношения, впрочем, с родителями тоже. Компьютерные приборы нового поколения в руках детей делают их ближе друг к другу и не включают детей в систему иерархии взрослых.

Зрелость и готовность детей к жизни в цифровом мире

Говоря о воспитании детей в век цифровых технологий, необходимо учитывать зрелость и готовность ребенка к встрече с цифровыми устройствами. Ребенка можно счесть действительно готовым к жизни в информационном мире в том случае, когда у него появились его собственные идеи, вопросы, цели, творчество, тяга к познанию.

Ребенку также необходимо созреть и быть готовым к видеоиграм и сетевым развлечениям. Это происходит только после того, как ребенок осознал ухода от реальности и научился решать проблемы в реальной жизни, принял самого себя и утвердился в том, что он хочет быть собой, а не кем-то другим, научился переживать потери и поражения и не испытывает болезненной тяги только побеждать.

Ребенку необходимо созреть и быть готовым к общению с ровесниками посредством цифровых технологий. Это происходит тогда, когда сформированы отношения с родителями, сформирована способность оставаться собой при общении с ровесниками, когда отпадает желание быть признанным ровесниками и быть принятым в их компанию и когда налажены отношения со взрослыми, которые несут ответственность за ребенка.

Роль родителей в мире цифровых технологий

Жан Жак Руссо еще в 1763 году говорил, что основная роль родителей быть своеобразным буфером между детьми и обществом. Эта мысль актуальна и сегодня. Родители в мире цифровых технологий – это буфер для детей до тех пор, пока они сами не научатся правильно обращаться с информацией и цифровыми устройствами. Родителям необходимо подготовить детей к выходу в большой мир, способствуя формированию естественной привязанности по мере взросления ребенка.

Новейшие исследования показали, что цифровая зависимость гораздо сильнее алкогольной и табачной. У детей с помощью родителей должно сформироваться понимание того, что такое цифровые технологии и зачем они нужны. Мы не должны испортить аппетит нашим детям перед обедом, допустив их преждевременное знакомство с цифровыми устройствами и социальными сетями.

Примечательно и то, что более 80% родителей не видят никаких проблем, связанных с цифровыми технологиями. Согласно исследованиям университета Южной Калифорнии, большинство родителей действительно считают, что общение с ровесниками необходимо их детям и что общение и развлечения в соцсетях помогают детям избежать скуки и одиночества. Многие думают, что у детей должен быть свободный доступ в интернет так же, как и у родителей.

Социальные сети и близкие отношения

Родителям необходимо создавать ритуалы и правила, чтобы защищать здоровую привязанность и чтобы защитить детей от преждевременных внешних влияний. Например, не использовать гаджеты во время ужина, потому что это время, когда мы приглашаем друг друга существовать в настоящем моменте.

Родители могут создавать ритуалы, в которых могло бы происходить единение с семьей. Это действительно питает и наполняет детей, давая им возможность быть в состоянии «переварить» то, что приходит из цифрового мира. А также соблазн свободно использовать цифровые технологии должен быть вне зоны доступа для детей до определенного момента.

Привязанность – это то, что создает культуру. Она сохраняет связи, сохраняет пути передачи культуры, и, позволяя детям привязываться к родителям, она создает для нас контекст, в котором мы можем их растить. Когда родители, дяди, тети, бабушки и дедушки, любимые учителя значимы для детей и являются для них ориентиром, то им незачем будет жить в соцсети.

Родителям очень важно знать , и осознавать границы своей естественной власти. Многие дети зависимы от цифровых технологий и не могут контролировать время, проведенное перед экранами. В таком случае родителям необходимо вмешаться. Однако, в первую очередь нужно восстанавливать и укреплять отношения с детьми. Это момент, когда пора возвращать ребенка себе, снова завоевывать его сердце и углублять отношения. Ведь для освобождения от зависимости детям нужны не только отношения с родителями, но и чувство удовлетворенности от этих отношений и от приглашения в жизнь родителей.

Потенциал цифровых технологий можно использовать для поддержания и углубления отношений: читать книжки детям, будучи в отъезде, делать что-то вместе или проводить вместе время, оставаясь на связи.

Екатерины Олейниковой cat-oley, nrzb , deofol

Редакция Елены Фурдак