Дуа для закрытия ифтара молитва. Из сунны рамадана

Вниманию читателя предлагается перевод серии ответов на вопросы об ифтаре с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com.

Не медлить с разговением является сунной

Вопрос № 13999:

Я бы хотел знать, является ли разговение (ифтар) обязательным. Если мусульманин отправляется в мечеть во время вечерней молитвы, то как ему поступить во время ифтара, вначале поесть, а затем присоединиться к коллективной молитве, или же вначале помолиться, а потом поесть?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Разговляться желательно сразу, как только завершится время поста. На это указывают разные хадисы. Передаётся со слов Сахля б. Са’да , что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Люди будут пребывать в благополучии пока будут поторапливаться с разговением» (Аль-Бухари (1821) и Муслим (1838)).

После поста человеку в первую очередь следует незамедлительно поесть несколько кусочков еды, которые успокоят его голод, а затем приступить к молитве. После завершения молитвы, если хочет, он снова может продолжить приём пищи пока не наестся.

Так поступал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Передают, что Анас б. Малик сказал: «Пророк, – мир ему и благословение Аллаха! – до того, как совершал молитву, разговлялся свежими финиками. Если же их не было, то он разговлялся сухими финиками. Если не было и их, то он разговлялся несколькими глотками воды». Этот хадис приводит ат-Тирмизи (ас-саум / 632), а аль-Альбани назвал его достоверным в «сахих Аби Дауд » (560).

В комментариях к этому хадису, аль-Мубаракфури пишет: «Этот хадис является полноценным и достаточным указанием на желательность незамедлительного разговения после поста».

Разговение едой, предоставленной тем, кто владеет недозволенным состоянием

Вопрос № 37711:

Разрешается ли принимать приглашение на ифтар от человека, чья большая часть имущества состоит из запретного?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Если большая часть имущества человека состоит из запретного, то разрешается принимать его приглашение.

Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – принял приглашение к столу от иудеев, несмотря на то, что Аллах описал их как занимающихся ростовщичеством и незаконно присваивающими имущество людей. Некоторые салафы относительно таких вещей говорили: «польза от него достанется тебе, а грех от него достанется им».

Вместе с тем, тебе разрешается и отказывать такому человеку в принятии приглашения, дабы высказать тем самым ему своё порицание и удержать его от зарабатывания состояния недозволенным путём. Так и лучше будет поступить, если это действительно может оказать влияние на оставление им того греха, в который он впал.

А Аллах же знает лучше!

Хукм разговения в обществе приверженцев нововведений

Вопрос № 37742:

Ложится ли грех на того, кто на протяжении всего месяца Рамадан не совершал молитву-таравих? Я работаю в одной компании, где иногда я бываю вынужден оставаться по работе допоздна, так, что мне приходится разговляться на рабочем месте. И я похоже единственный суннит в этой фирме. Все остальные там шииты и исмаилиты. Можно ли мне разговляться вместе с ними?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Если мусульманин не будет совершать молитву-таравих, то грех на него за это не ложится. Независимо от того, по уважительной причине он её не совершал, или без уважительной причины, так как она не является обязательной. Её совершение является настоятельной сунной (сунна муаккада). Сам Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – постоянно её совершал и побуждал мусульман к её совершению. Он говорил: ««Кто выстоит [ночные молитвы] в Рамадане искренне и с верой, тому будут прощены все его прежние грехи!» (Аль-Бухари (37) и Муслим (760)).

Мусульманину конечно же не следует пренебрегать этой молитвой. Если у него нет возможности совершить её за имамом в мечети, то он может совершить её дома. Если не может совершить одиннадцать рак’атов, то он может совершить столько, сколько не будет ему в тягость, пусть даже всего два рак’ата, а потом совершит молитву-витр. А Аллах же знает лучше!

Что касается разговения вместе с шиитами и исмаилитами, то, если ты считаешь, что разговение в их кругу может способствовать склонению их сердец к призыву их соблюдать Сунну и отказаться от тех нововведений, которые они совершают, то с точки зрения шариата это будет правомерным.

Если же ты видишь, что пользы в разделении с ними ифтара не будет, то лучше не разговляться вместе с ними и сторониться их, выражая отрицательное отношение к их нововведениям, и остерегаясь того, что тебе придётся столкнуться с их измышлениями (шубухатами), когда у тебя не будет знаний, которые бы раскрывали для тебя их ложность и несостоятельность, в силу чего ты можешь подвергнуть себя искушению в Религии. А Аллах же знает лучше!

Где лучше разговляться, в мечети или дома?

Вопрос № 38264:

Как лучше, совершить ифтар в мечети, после совершения молитвы, или же вначале совершить молитву, затем пойти домой и поесть вместе с семьей?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Если задавший вопрос говоря об ифтаре имел ввиду то, что ест постящийся для разграничения времени поста от времени, когда разрешается принимать пищу, как например, употребление нескольких фиников, питьё воды и т.п., то такой ифтар желательно совершить сразу после поста, в соответствии со словами Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – «Люди будут пребывать в благополучии пока будут поторапливаться с разговением» (Аль-Бухари (1957) и Муслим (1098). См.: вопрос № 13999).

Если же он имел ввиду то, что обычно люди едят после совершения молитвы, то есть те блюда, которые они специально приготовили для ифтара (ваджабат уль-ифтар), то, как я знаю, в Сунне нет конкретных регламентаций по этому поводу. Тут человек сам должен решать как ему лучше поступить, учитывая различные надобности.

Разговение в мечети в кругу джамаата полезно тем, что собирает мусульман, сближает их сердца, ставит их в один ряд друг с другом, знакомит их, способствует возрождению духа взаимопомощи и т.д. Разговение в доме в кругу домочадцев полезно тем, что собирает семью, позволяет обсудить её проблемы, способствует укреплению семейных уз, помогает воспитать в детях культуру общения и культуру приёма пищи, и т.д.

Глава семьи обязан разумно взвешивать все эти пользы и определять, в какие дни он будет разговляться в кругу семьи, а в какие дни он будет делать это в мечети, принимая во внимание, что обязанность заботы о семье и детях, обучение детей Религии и её этическим нормам важнее и значимее, нежели простая желательность встречи с друзьями в мечети, при том, что есть возможность увидится с ними и во время молитвы-таравих, и на собраниях, где приобретают знания, и в других подобных случаях.

А Аллах же знает лучше!

Поминание Аллаха при разговении.

Вопрос № 93066:

Как расценивается обращение к Аллаху с мольбами, встречаемыми в хадисах, которые названы недостоверными, такими как: (1) При разговении: «Аллахумма ля-ка сум-ту ва ‘аля ризкы-ка афтар-ту / О Аллах, ради Тебя я постился, и предоставленным Тобою уделом я разговляюсь!» ; (2) «Ашхаду ал-ля иляха илля Ллах, астагфиру-Ллах, ас’алю-ка-ль-джанна, ва а’узу би-ка мина-н-нар / Свидетельствую, что нет иного божества, кроме Аллаха, прошу прощения у Аллаха, прошу у Тебя Рая и ищу у Тебя защиты от Огня!». Есть ли в шариате такое, можно их читать, нельзя, порицается, не достоверно, или харам?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Первое:

Упомянутые Вами слова мольбы, произносимые при ифтаре, приводятся в слабом хадисе, который передал Абу Дауд (2358). В нём, со слов Му’аза б. Захры , сообщается, что когда Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – разговлялся, произносил: «Аллахумма ля-ка сум-ту ва ‘аля ризкы-ка афтар-ту / О Аллах, ради Тебя я постился, и предоставленным Тобою уделом я разговляюсь!».

В этих словах нет необходимости, поскольку имеется то, что также передал Абу Дауд (2357) со слов Ибн ‘Умара , – да будет доволен Аллах им и его отцом! – который сказал: «При разговении, Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – говорил: “Захаба-з-замау ва-бталляти-ль-‘уруку, ва сабата-ль-аджру ин ша’а-Ллах / Ушла жажда, жилы наполнились влагой и награда уже ждёт, если будет угодно Аллаху!» .

Этот хадис назвал достоверным аль-Альбани в «сахих Аби Дауд».

Второе:

Постящемуся желательно обращаться к Аллаху с мольбами, как во время поста, так и при разговении. Ахмад (8030) передал со слов Абу Хурейры , – да будет доволен им Аллах! – который сказал: «Я сказал: “О Посланник Аллаха, воистину, когда мы видим тебя, наши сердца смягчаются и мы становимся людьми [, стремящимися] к миру вечному, но когда мы покидаем тебя, этот мир вновь прельщает нас, и мы становимся увлеченными своими женами и детьми”. Пророк ответил: “Если бы вы всегда пребывали в таком же состоянии, в каком вы пребываете в моём присутствии, то ангелы бы здоровались с вами за руку и навещали бы вас в ваших домах, а если бы вы не грешили, то Аллах заменил бы вас другим народом, который бы совершал грехи, чтобы прощать им”. Тогда мы сказали: “О Посланник Аллаха, расскажи нам о Рае, какие в нём строения?”. Он ответил: “Кирпичи из золота и серебра, раствор из миска с сильным запахом, щебень из жемчуга и яхонта, пыль из шафрана. Кто войдёт в него, тот будет в благоденствии, не подвергнется ничему дурному, останется жить навечно и никогда не умрёт. Его одежда не износится и он не перестанет быть молодым. Мольба троих людей не отвергается: справедливого правителя, постящегося, пока длится его пост, и притеснённого. Эта мольба переносится в облаках и перед нею раскрываются врата небес, а Господь – Всемогущ Он и Велик! – говорит: «Своим Могуществом Я окажу тебе помощь, хоть даже только с этого момента!»”».

Хадис достоверный, как это установил Шу‘айб аль-Арнаут в «тахкык уль-муснад».

В версии ат-Тирмизи (2525) говорится: «… постящегося, в момент разговения».

Эту версию признал достоверной аль-Альбани в «сахих ат-Тирмизи».

Вам следует просить у Аллах Рай, просить у Него убежища от Огня, просить у Него прощения грехов, и взывать к нему любыми другими узаконенными шариатом мольбами. Что касается мольбы: «Ашхаду ал-ля иляха илля Ллах, астагфиру-Ллах, ас’алю-ка-ль-джанна, ва а’узу би-ка мина-н-нар / Свидетельствую, что нет иного божества, кроме Аллаха, прошу прощения у Аллаха, прошу у Тебя Рая и ищу у Тебя защиты от Огня!», - то мы её не встречали.

А Аллах же знает лучше!

Время обращения к Аллаху с мольбой во время ифтара

Вопрос № 14103:

Постящийся получает ответ на мольбу, с которой он обращается во время ифтара. А в какой именно момент надо взывать с мольбой: до того как приступаешь к разговению, в процессе разговения или же после разговения? Есть ли какие-нибудь специальные молитвы, передаваемые от Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – или которые Вы можете посоветовать читать в это время?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Такой вопрос был задан шейху Мухаммаду б. ‘Усеймину , – да помилует его Аллах! – и он ответил:

«Обращаться к Аллаху с мольбой следует до ифтара, во время захода солнца, так как в этот момент в человеке объединяются покорность, смирение и состояние соблюдения поста. Всё это является причинами получения ответа на мольбу. После разговения душа получает отдохновение, восторг, а иногда даже её постигает беспечность.

Однако, передаваемая от Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – молитва, даже если передаётся достоверно, имела место после разговения, а это — “Захаба-з-замау ва-бталляти-ль-‘уруку, ва сабата-ль-аджру ин ша’а-Ллах / Ушла жажда, жилы наполнились влагой и награда уже ждёт, если будет угодно Аллаху!”.

Передал Абу Дауд, а аль-Альбани признал сообщение хорошим в «сахих сунан Аби Дауд» (2066).

Она произносится только после ифтара. Также от некоторых сподвижников передаются такие его слова: “Аллахумма ля-ка сум-ту ва ‘аля ризкы-ка афтарту / О Аллах, ради Тебя я постился и тем, чем Ты меня наделил, я разговляюсь!”.

Вы можете обращаться к Аллаху с такими просьбами, которые Вам покажутся более подходящими».

(«Лика’у-ш-шахри», № 8, шейха Мухаммада б. Салиха аль-‘Усеймина).

Когда разговляется пилот самолёта?

Вопрос № 37670:

Когда следует разговляться пилоту самолёта?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

«Если находясь на земле он разговеется после захода солнца, а затем взлетит на самолёте и вновь увидит солнце, то он не обязан будет воздерживаться от нарушающих пост действий, так как он полноценно завершил соблюдение поста в тот день и нет для него необходимости в том, чтобы повторять совершение того обряда поклонения, который он уже завершил. Если же он совершит взлёт до того, как зайдёт солнце, и захочет завершить пост этого дня, несмотря на то, что является путником, то он должен будет разговляться только тогда, когда зайдёт солнце относительно того места в воздухе, в котором он находится. При этом пилоту не разрешается специально снижать самолёт на такую высоту, на которой не видно солнца, чтобы завершить пост, поскольку это является ухищрением. Однако, если он опустится из технических соображений полёта и при этом скроется солнечный диск, то ему следует разговляться».

(Из устных фетв шейха Ибн База . См. брошюру: «Семьдесят основных моментов, касающихся поста»).

Постоянный Совет говорит:

«Если постящийся будет находится в самолёте и выяснит посредством часов и телефона, что в ближайшей от него части земли наступило время ифтара, но по причине нахождения самолёта в воздухе он всё еще будет видеть солнце, то он не вправе будет завершать пост, ибо Всевышний Аллах говорит: «… а затем поститесь до ночи» (Св. Коран. 2: 187), - а так как он видит солнце, не считается, что для него наступила ночь.

Если же он будет находиться на земле и разговеется когда при нём завершится день, а после этого самолёт, в котором он находится, поднимется в воздух и он вновь увидит солнце, то в этом случае он продолжает оставаться не соблюдающим пост, поскольку он должен действовать согласно тому положению, которое имеется в той части земли, в которой он находился вплоть до завершения дня пока не вылетел» (конец цитаты).

В другой фетве Постоянный Совет говорит: «Если в дневное время Рамадана человек будет находиться в полёте и будет желать продолжать соблюдать пост до завершения дня, то ему нельзя будет разговляться, кроме как после захода солнца» («Маджму’ фатава аль-Ляджнати-д-Даима», 10 / 136 – 137).

А Аллах же знает лучше!
Вопрос № 66605: Что должен прежде совершить муаззин: разговеться или провозгласить азан?

Когда разговляется муаззин: до азана или после?

Вся хвала принадлежит Аллаху!

По основному правилу, постящемуся следует разговляться после того, как зайдёт солнце и наступит ночь, в соответствии со словами Всевышнего: «Ешьте и пейте пока не сможете отличать белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Св. Коран, 2: 187).

Ат-Табари сказал: «Что касается слов: “… а затем поститесь до ночи”, - то ими Всевышний даёт разграничение времени поста, то есть, указывает на то, что его время завершается с наступлением ночи. Подобно этому Он указывает на то, что пределом времени разговения и времени, в котором разрешается есть, пить и вступать в половую близость, является момент начала дня и начало ухода ночи. Этими же словами Он указывает на то, что пост не соблюдается ночью, и что в дни поста нельзя разговляться в дневное время суток» (конец цитаты).

«Тафсир ат-Табари», 3 / 532.

Постящемуся желательно приступать к разговению незамедлительно. Передают со слов Сахля б. Са’да, – да будет доволен им Аллах! – что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Люди будет пребывать в благе, пока будут быстро приступать к разговению».

Аль-Бухари (1856) и Муслим (1098).

Ибн ‘Абду-ль-Барр – да помилует его Аллах! – сказал: «Сунной является незамедлительность разговения и откладывание сухура. Незамедлительно приступать к разговению следует после того, как станет точно известно о заходе солнца. Никому не разрешается разговляться в момент, когда у него есть сомнение относительно того, зашло ли солнце или нет, поскольку к исполнению обязанности не приступают, кроме как при наличии уверенности в её наступлении, и не прекращают её исполнение, кроме как при наличии уверенности в её завершении» (конец цитаты).

«ат-Тамхид», 21 / 97, 98.

Ан-Навави – да помилует его Аллах! – сказал: «Этот хадис побуждает приступать к разговению незамедлительно, сразу после того, как будет точно установлено, что солнце зашло. Он говорит о том, что положение мусульманской общины будет стабильным, а сами мусульмане будут пребывать в благоденствии, пока будет стабильно соблюдать эту сунну» (конец цитаты).

«Шарх Муслим», 7 / 208.

Что касается муаззина, то если есть те, кто ждут пока он начнёт провозглашать азан, чтобы опираясь на его азан приступить к разговению, то ему следует немедленно начинать провозглашать азан, чтобы не стать причиной того, что люди запоздают с разговением и тем самым нарушится сунна. Однако нет ничего такого в том, если прежде чем начать возвещать азан, он прибегнет к лёгкому разговению, в виде глотка воды например, которое не повлечет за собой откладывание азана.

Если же никто не ждёт пока он начнёт провозглашать азан, как в том случае, когда он будет возвещать его для себя (если он находится один в пустыне, например), или когда он возвещает азан для группы находящихся рядом с ним людей (группа путешественников, например), то не будет ничего плохого в том, чтобы разговеться до возвещения азана, поскольку его товарищи станут разговляться вместе с ним, даже если он не провозгласит азан, и не станут ждать пока он начнёт его провозглашать.

А Аллах же знает лучше!

Разговение в кругу немусульман

Вопрос № 38125:

Можно ли есть ифтар вместе с немусульманами, с индуистами и христианами, например?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Есть ифтар вместе с немусульманами разрешается, если в этом есть шариатская польза, такая как призыв их к Религии Истины, или склонение их сердец к Исламу, или что-то подобное, на что можно рассчитывать от их участие в приёме пищи ифтара с тех столов, которые накрывают мусульмане для общего ифтара, как это делается в некоторых странах.

Что касается простого поддержания с ними общительности и получения удовольствия от их компании, то это опасное дело, ибо одним из важнейших положений основ Религии и обязанностей верующих является приверженность принципу «дружбы и непричастности» (аль-валя’у ва-ль-бара’у). На этот принцип указывает ряд аятов из Книги Аллаха, и ряд хадисов из Сунны Пророка, мир ему и благословение. Из них:

Слова Всевышнего: «Не найдешь ты людей, верующих в Аллаха и в Последний день, которые бы дружили с теми, кто противится Аллаху и Его Посланнику, даже если для них эти противники будут отцами, сыновьями, братьями или родственниками. Аллах утвердил веру в их сердцах и укрепил их духом (светом) от Себя. Он введёт их в сады Рая, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими [за то, что они подчинялись Ему], а они довольны Им [за то, как Он их вознаградил]. Они являются партией Аллаха (следуют Его приказам и сторонятся Его запретов). Воистину, партия Аллах является преуспевшей» (Коран, 58: 22);

Слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не берите неверующих себе в помощники и друзья вместо верующих. Неужели вы хотите, чтобы Аллах представил против вас ясный довод [, раскрывающий ваше лицемерие]» (Коран, 4: 144);

Слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не берите иудеев и христиан себе в друзья и помощники. Они являются друзьями и помощниками друг для друга. А кто из вас берёт их себе в друзья и помощники, тот один из них. Воистину, Аллах не ведёт прямым путём народ, который творит беззаконие [посредством того, что берёт себе неверных в друзья]» (Коран, 5: 51).

Слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не берите своими близкими друзьями (такими друзьями, которые могут осведомляться о ваших секретах) тех, кто не из вас (иудеев, христиан и лицемеров). Они не упускают возможности навредить вам и радуются вашим трудностям. Враждебность [по отношению к вам] уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая [вражда]. Мы разъяснили вам знамения [относительно их враждебности], если только вы осознаёте [это и не станете поддерживать с неверными отношения дружбы и взаимопомощи]» (Коран, 3: 118).

На основании изложенного, ответ на вопрос о допустимости разделения с неверными ифтара зависит от того, с какой целью это совершается.

А Аллах же знает лучше!

Может ли врач, выполняющий хирургическую операцию, откладывать ифтар?

Вопрос № 49716:

Мой родственник работает врачом. Он хотел спросить, если он выполняет хирургическую операцию, может ли он отложить ифтар?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Первое:

Сунной является приступать к разговению сразу как только зайдёт солнце. Об этом сообщается в хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Аль-Бухари (1975) и Муслим (1098) передают со слов Сахля б. Са’да, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Люди будут пребывать в благополучии пока будут поторапливаться с разговением».

Ан-Навави пишет: «Этот хадис побуждает поторапливаться с разговение сразу как только зайдёт солнце. Смысл его в том, что положение мусульманской общины будет стабильным, а сами мусульмане будут пребывать в благополучии пока будут соблюдать эту сунну. Если же они начнут откладывать разговение, то это станет признаком их кризиса».

Хафиз сказал: «По словам Мухалляба , это деяние позволяет исключить возможность добавления к дневному времени суток части ночного времени, а также является проявлением наибольшей снисходительности по отношению к постящемуся и наилучшим образом придаёт ему силы для поклонения. Ученые единогласны в том, что моментом разговения является установление захода солнца путём непосредственного наблюдения за ним, либо из осведомления, полученного от двух надежных людей. Также, по более достоверному мнению, достаточным будет свидетельство и одного надежного человека» (конец цитаты).

В «аш-шарху-ль-мумти’» (6 / 268) говорится и о другой мудрости своевременного разговения: «… это поспешное устремление к тому, что Аллах сделал дозволенным. Аллах – свят Он и велик! – Щедрый, а Щедрый любит, когда люди пользуются Его Щедростью. Он любит, когда Его рабы, как только зайдёт солнце, в спешке устремляются к тому, что Он дозволил им» (конец цитаты).

Ибн Дакык аль-‘Ид сказал, что в этом хадисе содержится ответ шиитам, которые откладывают разговение до тех пор, пока не появятся звёзды.

Второе:

Сунной является разговляться свежими финиками. Если их нет, то сухими финикам. Если нет и сухих фиников, то водой. Если же постящийся не найдёт и воду, то он может разговеться любой едой или питьём, которыми располагает. Если у него вообще ничего не будет, то он разговляется посредством намерения, то есть, он выражает намерение разговеться и тем самым проявляет поспешность в разговении и поступает в соответствии с Сунной.

Шейх Ибн ‘Усеймин пишет в «аш-шарху-ль-мумти’» (6 / 269): «Если постящийся не найдёт ни воды, ни другого питья, ни еды, то он просто выражает намерение на разговение, и это будет для него достаточным».

Поэтому, если этот врач не может разговеться свежими или сухими финиками, то он разговляется водой. Если же он не может сделать это по причине занятости хирургической операцией, то для него будет достаточным выразить намерение на ифтар, и таким образом сунна будет им соблюдена.

А Аллах же знает лучше!

Вопрос из Китая о времени ифтара

Вопрос № 93148:

Я студент, обучаюсь в Китае. Город, в котором я нахожусь, со стороны запада окружен горами. Проживающая здесь мусульманская община разговляется опираясь на время, указанное в расписании, взятом из Интернета. Что касается меня, то я смотрю на солнечный диск. Как только он заходит за горы я разговляюсь и совершаю вечернюю молитву (магриб) с целью соблюдения сунны незамедлительного разговения и незамедлительного совершения вечерней молитвы, а также чтобы отличаться от иудеев. Правильно ли я поступаю? Обязан ли я обременять себя тем, чтобы подниматься на очень высокое место, равное по высоте горам, чтобы наблюдать за солнечным диском?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Разрешается опираться на расчеты времени молитв, если ничем не подтверждено, что в этих расчетах имеются ошибки. Хотя ошибки в этих расчетах обнаруживаются часто. Не во всех конечно, но часто бывает, что в них неверно указано время утренней молитвы (фаджр), а в некоторых – время ночной молитвы (‘иша). Что касается вечерней молитвы (магриб), то ошибки относительно её времени бывают незначительными, и для основной массы людей не составляет труда подтвердить является ли верным то её время, которое указано в расписании, либо выявить в нём ошибку посредством самостоятельного наблюдения за солнцем.

В любом случае, закат солнца, после которого постящемуся разрешается разговляться и наступает время вечерней молитвы, считается состоявшимся когда солнечный диск реально скроется за горизонтом, а не когда он скроется за горой или строением.

От сподвижников – да будет доволен им Аллах! – передаётся, что временем заката они называли скрытие солнца под завесой (ночи). Употребляемые ими фразы были разными, кто-то говорил: «зашло солнце» («габати-ш-шамсу»), - другие говорили: «спряталось за завесой» («таварат би-ль-хиджаб»), - третьи говорили: «закатилось солнце» («ваджабати-ш-шамсу»). Все эти фразы имеют один смысл – заход полностью всего солнечного диска за горизонт (гыябу-ль-кулийу ли-курси-ш-шамси).

Вам не надо подниматься на гору или на какую-нибудь возвышенность. Вы должны учитывать заход исходя из того места, где Вы находитесь. Относительно этого места солнце должно зайти за горизонт, а просто заход его за гору закатом не является.

Так как из-за гор Вы не имеете возможность увидеть солнце во время захода, Вы можете определить время заката по признаку, о котором упомянул посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – а это – приближение темноты с Востока.

Аль-Бухари (1954) и Муслим (1100) передали со слов ‘Умара б. аль-Хаттаба – да будет доволен им Аллах! – о том, как Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Если ночь придёт с этой стороны (с востока), день удалится в ту сторону (в сторону запада), и закатится солнце, то постящийся разговляется».

Ан-Навави сказал: «Относительно этих слов Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – ученые говорят: “Каждый из этих трёх признаков предполагает остальные и сопровождается ими. Пророк упомянул их вместе, чтобы человек, который находится в ущелье или в подобном месте и не имеет возможности наблюдать за закатом, основывался на приближении темноты и удалении света”, - а Аллах знает лучше!» (конец цитаты).

Если же Вы не можете и это, то не будет ничего страшного в том, чтобы руководствоваться расписанием молитв, так как минимум что они Вам дают – это основательное предположение (галябату-з-занн) о наступлении времени молитвы, если, конечно же, ничем не установлено, что это расписание ошибочное.

А Аллах же знает лучше!

Если муаззины возвещают азан в разное время, то на кого из них опираться при разговении?

Вопрос № 93577:

Если азан из одной мечети раздаётся в другое время, нежели в другой мечети, тогда как обе эти мечети находятся в одном районе неподалёку друг от друга, то по какому из них можно будет определить начало ифтара?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

При решении вопроса о наступлении времени разговения, опираться следует на заход солнца. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Если ночь придёт с этой стороны, день уйдёт в ту сторону, и закатится солнце, то постящийся разговляется».

Аль-Бухари (1954) и Муслим (1100).

Сегодня большинство муаззинов опираются на расписания молитв. В этом нет ничего плохого. Просто некоторые из муаззинов маловнимательно относятся к точности времени на своих часах.

Поэтому, если муаззины возвещают азан по разному, то вам следует либо дождаться пока азан станет возвещать тот, кто более остальных скрупулёзно относится ко времени, так, что начинает возвещать азан сразу, как только наступит положенное для него время, ни раньше, ни позже, и полагаться именно на его азан, а не на чей-либо другой, либо же вы можете опираться на расписание самостоятельно, прежде убедившись в точности своих часов, даже если при этом муаззин не станет возвещать азан в указанное в вашем расписании время.

А Аллах же знает лучше!

Уменьшает ли награду за пост проявление чрезмерности (исраф) в блюдах во время ифтара?

Вопрос № 106459:

Уменьшает ли награду за пост неумеренность в приготовлении пищи для разговения?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

«Это не уменьшает награду за пост. Даже совершение греховных поступков после поста не уменьшают награду за него. Однако это подпадает под слова Всевышнего: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, воистину, Он не любит излишествующих» (Коран, 7: 31).

Исраф (расточительство) сам по себе запрещен, а иктисад (экономичность) приводит жизнеустройство в порядок.

Если у них останется излишек, то пусть отдадут его в качестве садака (пожертвования). Так будет лучше» (конец цитаты). (Уважаемый шейх Мухаммад б. ‘Усеймин «Фатава-ль-ислямийа», 2 / 118).

Арсен Шабанов [сайт]

Время начала ифтара (соответствует времени вечерней молитвы магриб), а также завершения сухура в 2018 году для крупных городов РФ можно найти в таблице, которая доступна для скачивания .

Разговение - вечерний приём пищи во время поста - является, пожалуй, самым ожидаемым временем суток для мусульман. Это возможность не только собраться вместе семье, друзьям за одним столом, но и целый праздник, который устраивается практически каждый день в течение всего Священного месяца Рамазан. Именно ифтары как события, объединяющие всю умму, дающие возможность прочувствовать праздничную атмосферу, делают Рамазан особенным месяцем.

Когда пост выпадает на летние дни, время поста увеличивается. Соответственно, растёт и ценность вечерней трапезы. В такие моменты кажется, что время до ифтара длится очень долго, а после него - слишком быстро. Поэтому вечерняя трапеза становится долгожданной, из-за чего, порой, проявляется обратная сторона ситуации. Во время ифтара некоторые постящиеся могут переедать, буквально набрасываясь на еду. Удержаться тяжело, а позволить себе есть всё, что видишь на столе, чревато негативными последствиями для здоровья.

Как не переедать на ифтаре?

По сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.) разговение желательно начинать, выпив стакан воды (можно воды с мёдом) и съев нечётное количество фиников. Последние можно заменить другой сладостью или просто ограничиться водой. Согласно достоверному хадису, Посланник Аллаха (с.г.в.) до совершения разговлялся свежими либо сушёными финиками, а если их не было - простой водой. Он говорил, что вода очищает.

«Аллахумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя таваккяльту уа ‘аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йа гаффару ма каддямту уа ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»

Не следует сразу же приступать к еде. Это будет стрессом для желудка, поэтому рекомендуется сначала пойти на предвечернюю молитву, не спеша совершить её, лишь потом приступать к трапезе. За 5-7 минут организм успеет подготовиться к приёму пищи, поэтому после еды не будет тяжести в желудке.

С чего начинать разговение?

Садясь за стол, глаза разбегаются от наличия разнообразной и вкусной еды. Даже если приготовлено не так много, желание «съесть целую корову» остаётся. Правильное питание во время ифтара поможет правильно принять пищу на сухуре. Ведь желудок за несколько часов должен успеть переварить всё съеденное и освободить место для нового приёма пищи. Лишь тогда сухур будет полноценным и правильным. Соответственно, на ифтар нужно выбрать продукты, которые быстро перерабатываются организмом и насыщают его влагой. Для этого идеально подходят овощи и фрукты.

Не стоит начинать ифтар со стакана кисломолочных напитков. Это будет тяжело для желудка. В исламе нет запретов на приём пищи по время разговения, кроме канонически . Однако религия Творца придерживается принципа «не навреди себе», следовательно, можно есть всё, что не отразится негативно на здоровье. Так, следует исключать жареную, жирную и по возможности острую пищу. Вымыванию солей и минералов способствуют некоторые копчёности и консервы, к тому же они увеличивают жажду.

Идеально есть на ифтар диетические продукты: нежирный суп на курином бульоне, рагу, тушёные блюда.

Следует ограничить приём мучных изделий, газированных напитков. Пить воду рекомендуется спустя некоторое время после еды, иначе она разбавит желудочный сок и усложнит переваривание пищи.

Лучше всего пить воду порционно при совершении таравих намаза. Каждый раз между отдыхами в молитве можно выпивать по полстакана или стакану чистой воды. Это поможет постепенно усваиваться жидкости и нормализовать водный баланс в организме до наступления сухура, избавит от жажды на предстоящий день.

Конечно, человек после длительного поста желает попробовать разной еды. Но стоит помнить, что эти яства можно поесть и после месяца Рамазан, а сейчас главное - не еда, а сама атмосфера, сам процесс. Необходимо осознавать, что в дни поста важно умение контролировать себя не только в светлое время суток (отказываясь от еды и питья, следя за своей речью, мыслями и деяниями), но и после разговения, т.е. самоконтроль продолжается и в ночные часы. Умение не переедать, другими словами, не брать сверх того, что нужно организму, - это хорошая привычка на будущее, а Рамазан - отличный способ для практики.

Правильное питание позволяет как облегчить уразу, так и получить моральную и физическую пользу от неё, а главное - довольство Всевышнего.

1 – Что следует говорит во время ифтара (разговения)?

От Абу Хурейры передается, что пророк ﷺ сказал: “На три дуа всегда бывает ответ: дуа постящегося, дуа притесняемого и дуа путника”. И это мольба, которую он произносит во время ифтара, как приходит в хадисе от Абу Хурейры от пророка ﷺ: Три дуа не отвергаются: дуа постящегося, когда он разговляется, справедливого предводителя и притесняемого. А от Абдуллы ибн Амр ибн аль -`Ас передается, что пророк ﷺ сказал: Поистине, для постящегося во время ифтара дуа, которое не будет отвергнуто”.

Лучшее дуа, передаваемое от пророка ﷺ, что он говорил во время ифтара: “3ахаба-з-зама’у, ва-бталляти-ль-‘уруку ва сабата-ль-аджру, ин ша’а-Ллах” (Ушла жажда, и жилы наполнились влагой и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху).

От Муаза ибн Захра передается, что пророк ﷺ говорил во время ифтара: “Аллахумма лякя сумту ва `аля ризкыкя афтарту” (О Аллах, я постился ради тебя и разговеюсь тем, чем ты наделил меня) (приводится у Абу Дауда).

Ибн Умар – да будет доволен им Аллах – говорил во время ифтара: “Аллахумма, инни ас’алю-кя би-рахмати-кя-лляти васи’ат кулля шаййин ан тагфира ли!” (О Аллах, поистине, заклинаю Тебя милосердием Твоим, объемлющим собой всё, прости меня!) (приводится у Абу Дауда).

2 – Увеличение количества благих дел , ведь поистине награда за доброе дело – награда, получаемая после его совершения. И к этим делам относятся:

* пост в месяц шаабан как приготовление к рамадану . Передается от матери правоверных Аиши – да будет доволен ей Аллах: “Я не видела никогда, чтобы пророк ﷺ постился целый месяц непрерывно, кроме как в рамадан, и я не видела, чтобы он постился в какой-либо месяц больше, чем он постился в шаабан”.

* Чтение Священного Курана : Ведь поистине рамадан – месяц Курана. Поэтому в этот месяц мусульманин должен больше читать, заучивать его и размышлять над ним. Джибриил обучал пророка ﷺ Курану в месяц рамадан, Усман ибн Аффан – да будет доволен им Аллах – прочитывал Куран полностью каждый день, некоторые предшественники прочитывали Куран полностью в ночных молитвах в рамадан каждые три ночи, а некоторые из них – каждые семь ночей, другие – каждые десять ночей. Они читали Куран в молитвах и не только. Имам Шафии в рамадан прочитывал Куран 60 раз вне намаза. Аль-Асуад прочитывал Куран каждые две ночи в течение всего рамадана. Катада постоянно прочитывал Куран за каждые семь дней, а в рамадан – за каждые три дня, а в последние десять дней рамадана – каждую ночь. Суфян ас-Саури, когда начинался рамадан, оставлял все другое поклонение и принимался за чтение курана.

* Выстаивание ночных молитв в рамадан . От Абу Хурейры – да будет доволен им Аллах – передается: Пророк ﷺ призывал к выстаиванию ночей в рамадан, говоря: Тому, кто выстаивал рамадан с верой и надеждой на расчет, будут прощены его предыдущие грехи. Пришел к пророку ﷺ человек и спросил: О посланник Аллаха! Если кто-либо засвидетельствовал (Ля иляха илля Ллах) и что ты – посланник Аллаха, молился пять раз в день, постился в месяц рамадан, выстаивал его ночи и выплачивал закят, что ты скажешь о нем? Ответил пророк ﷺ: Тот, кто умер на этом, – из правдивых и шахидов.

* Садака (пожертвования) : Наш пророк ﷺ был щедрейшим из людей, и наибольшую щедрость он проявлял в месяц рамадан. Он ﷺ сказал: “Лучшая садака – садака в рамадан”. Из видов садака – кормление постящихся. Сказал пророк ﷺ: “Тому, кто накормил постящегося, записывается награда, равная награде постящегося, и при этом из награды постящегося ничуть не уменьшается”. И если кто-то неспособен накормить едой, то ведь он может угостить фиником, напоить глотком воды или молока. Сказал пророк ﷺ: Когда верующий кормит верующего, Аллах кормит его из плодов рая, а того, кто напоит верующего и утолит его жажду, того Аллах напоит райским вином”.

Говорили некоторые из предшественников: Для меня позвать десять моих друзей и накормить их их любимой едой любимее, чем освободить десятерых из сынов Исмаиля”.

Многие из предшественников предпочитали отдавать свою еду, будучи сами постящимися, среди них Абдулла ибн Умар, Дауд ат-Тоий, Малик ибн Динар, Ахмад ибн Ханбаль. Ибн Умар никогда не садился разговляться, кроме как в кругу сирот и бедняков. И были такие среди предшественников, которые кормили своих братьев, будучи постящимися, сидели с ними и прислуживали им, среди них аль-Хасан и ибн аль-Мубарак. Абу ас-Сиуар аль-‘Адауи сказал: «Мужчины из племени Бану ‘Ади совершали молитву в этой мечети, и никто из них никогда не разговлялся в одиночку. Если находился тот, кто мог разделить с ними трапезу, они приглашали его к ней, а если нет – то выносили пищу в мечеть и ели вместе с людьми».

И если пригласили постящегося мусульманина в гости, он должен принять приглашение, потому что тот, кто не отвечает на приглашение, ослушался Абу аль-Касима ﷺ, и следует ему быть уверенным в том, что это ни сколько не уменьшает из его благого дела и не умаляет его награду. Приглашенному желательно прочитать за пригласившего его дуа, после того, как он закончит есть, как передается от пророка ﷺ: “Акяля та`амакум аль-абрару, ва саллят алейкум аль-маляикя, ва афтара `индакум ас-саимун” или “Аллахумма ат`им ман ат`амани ва сак ман сакани” или “Аллахумма гфир ляхум ва рхамхум ва барик ляхум фиха ризкатахум”.

* Пребывание в мечети после утреннего намаза : Пророк ﷺ, прочитав утренний намаз, сидел в своей молельной до восхода солнца. Он ﷺ сказал: Тому, кто прочитал утренний намаз в джамаате, затем сел и поминал Аллаха (читал утренние зикры) до восхода солнца, затем совершил два ракаата (молитвы духа), записывается награда как совершившему хадж и умру в полном размере.

Человек должен пользоваться этим благородным временем и не обращать внимание на упущение в этой сунне, которую делают большинство людей, однако смотреть в вопросах религии на тех, кто усерднее него. “Пусть же ради этого состязаются состязающиеся!” (Сура Мутаффифин, 26). Выполнение этой сунны становится невозможной для того, кто проявляет чрезмерность в бодрствовании в ночное время или беседах после ночной молитвы.

* И`тикяф (нахождение) в мечети . Пророк ﷺ проводил последние десять дней рамадана в мечети, а в год своей смерти он оставался там 20 дней.

* Умра. Сказал пророк ﷺ: Умра в месяц рамадан приравнивается к хаджу.

* Стремление застать ночь предопределения , о которой сказал Аллах: “Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)? Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев.” (Сура аль-Кадр, 1-3). Пророк ﷺ сказал: Тому, кто выстаивал ночь предопределения в молитвах с верой и надеждой на расчет, будут прощены его прежние грехи. Пророк ﷺ стремился застать эту ночь и повелевал это своим сподвижникам, для этого он проводил в мечети последние 10 дней рамадана (совершал и`тикяф), и он ﷺ будил свою семью в последние 10 дней этого месяца в надежде на то, что они застанут эту ночь.

От матери правоверных Аиши приводится: “Я сказала: О посланник Аллаха! Что я должна говорить в ночь предопределения? Он ответил: Говори: Аллахумма иннака ‘афуун, тухиббуль-‘афуа фа‘фу‘анни (О Аллах, поистине ты прощающий, любишь прощение, прости же меня)”.

Следует искать ночь предопределения среди последних десяти ночей рамадана, в особенности нечетных, как сказал пророк ﷺ: “Ищите ее среди последних 10 ночей рамадана”, и сказали некоторые из ученых, что это 27-ая ночь.

* Увеличение числа дополнительных молитв после обязательных : таких, как намазы сунны до и после обязательных молитв, молитва духа, зикры, испрашивание прощения, дуа, особенно в то время, когда дуа не отвергаются, во время ифтара, в последнюю треть ночи, на рассвете, и в пятницу.

* Совершение молитвы в джамаате в мечети : Сказал Саид ибн Мусейб: “Тот, кто совершал пять намазов в джамаате, заполнил своим поклонением колодец и море”.

Это – краткое руководство, касаемо некоторых проявлений блага, к которому призывает глашатай в первую ночь рамадана: “О совершающий добро, продолжай!”

Одна из причин, по которой мы все с таким нетерпением ждем Рамадан, заключается в том, что в этот прекрасный месяц мы надеемся на то, что наши дуа будут приняты, ведь у каждого правоверного мусульманина есть дуа, на которое он ждет ответа. Что такое дуа на Рамадан, какие дуа я должен делать, есть ли особые дуа для Рамадана? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в материале известного мусульманского блогера, который перевела и опубликовала на своей странице в Facebook казахстанский эксперт, общественный деятель Иман Куанышкызы , сообщает

Список дуа на Рамадан
Список, состоящий из твоих личных дуа и дуа из Корана и Сунны, которые вы будете читать в течение месяца Рамадан, в виде книжки или просто распечатанный на бумаге. Вы можете делать эти дуа в любое время дня или можете выделить особое время для некоторых из них. Список поможет вам повысить эффективность, и вы будете уверены, что не забыли никакие дуа.

Разделите свои дуа на 6 частей
1 часть - максимум 10 дуа, которые вы будете делать после утреннего намаза (фаджр). Не нужно перегружать себя; если вы можете делать больше дуа, то это хорошо, главное, чтобы вам не было слишком трудно.
2 часть - то же самое с другими дуа для полуденного намаза (зухр).
3 часть - то же самое с другими дуа для предвечернего намаза (аср).
4 часть - то же самое с другими дуа для вечернего намаза (магриб).
5 часть - то же самое с другими дуа для ночного намаза (иша).
6 часть - 20 дуа, которые вы будете делать до того, как разговеться и во время кыйяма или тахаджуд-намаза. Эти дуа должны быть особыми, которые особенно важны для вас. Удостоверьтесь, что в ваших дуа соблюдается баланс между этой дуньей и верой, последующей жизнью. Не забудьте включить дуа о нашей умме в эту часть.

Дуа в земном поклоне (суджуд)
Запишите 4 дуа, которые вы будете делать в суждуде. Это должны быть дуа, исполнения которых вы желаете больше всего. (Необходимо отметить, что по мазхабу Абу Ханифы дуа в суджуде во время намаза должны произноситься строго на арабском языке, кроме того следует по возможности ограничиться мольбами из Священного Корана и сунны. Если человек хочет сделать дуа своими словами, то нужно просить только не мирские вещи, то, о чем нельзя просить человека, например: "Аллахумма гфирли уа лизауджати уа лиауляди" (О Аллах, прости мои грехи, грехи моей жены и моих детей). Если попросить мирские вещи даже на арабском языке, то намаз будет аннулирован. Более того, хотя мольба во время намаза при соблюдении вышеуказанных условий разрешена, тем не менее, рекомендуется произносить их в дополнительных (нафиль) намазах, а не в обязательных. Если же человек просто сделал земной поклон вне намаза с намерением только на дуа, то вышеуказанные правила соблюдать необязательно и можно выражать свою мольбу на родном языке, прося у Создателя то, что необходимо - прим.пер.).

Существуют ли специальные дуа для Рамадана?

Да, есть два особых дуа для Рамадана.

Дуа 1: “После” разговения.
Примечание: Все дуа, которые нужно произносить во время Рамадана “до” разговения, не имеют основы (слабые). Лучше просто сказать бисмиллях, и разговеться. А затем произнести следующее простое и легкое дуа.

ذَهَبَ الظَّمَأُ وَابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَثَبَتَ الأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ
захабаз-зомау уабталляти-ль ъурук уа саббата-ль аджр ин шаа Аллах
Ушла жажда, жилы наполнились влагой и награда уже ждет по воле Аллаха.

Дуа 2: В течение последних 10 дней Рамадана.

اللَّهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي
Аллахумма иннакя ъафувун, тухиббуль-ъафуа, фаъфу ъанни
О Аллах, Ты прощающий, и Ты любишь прощать, прости же меня.
От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передается: "Я спросила: “О Посланник Аллаха! Если я узнаю Ночь Предопределения, то что мне говорить в ней?” Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: “Ты должна говорить: Аллахумма иннакя ъафувун, тухиббуль-ъафуа, фаъфу ъанни (О Аллах, Ты прощающий, и Ты любишь прощать, прости же меня).” [Ат-Тирмизи]

Некоторые дуа и предложения
(Можно включать в свой список дуа)

Не забудьте включить в свой список дуа за нашу Умму.
За мусульман в Сирии, Египте, Палестине, Бирме... этот список бесконечен.
Дуа за одиноких матерей.
Вдов.
Бездетных пар.
Одиноких братьев и сестер, которые не могу связать себя узами брака.
Болеющих мусульман.
Мусульман с долгами.
Дуа о защите от мучений могилы, Огня Ада и Даджаля.
Дуа за то, чтобы быть среди ас-Сабикун, упомянутых в суре аль-Уакыйя, под сенью Трона Аллаха в День Суда.
Дуа за то, чтобы испить из источника аль-Каусар из рук Пророка ﷺ в День Суда.
Дуа своих потомков, вашего мужа, родителей, братьев и сестер, родственников мужа/жены (даже если вы еще не замужем/не женаты).
Дуа о наличии денег и финансовой обеспеченности - можно сделать дуа о том, чтобы стать миллиардером, для Аллаха все возможно.
Дуа за то, чтобы стать богатым мусульманином и расходовать на пути Аллаха, и не быть жадным или тем, кто тратит деньги не на благие дела.
Дуа за то, чтобы Аллах избавил вас от обид, зависти, неблагодарности и ненависти.
Дуа за мусульман в тюрьмах и их семьи.
Дуа за сирот.
Дуа за обучение и цели в жизни.
Дуа за достижение Жаннат Фирдаус (высшего уровня Рая).
Дуа за то, чтобы быть соседом Пророка ﷺ и его сподвижников (да будет доволен ими Аллах) в Раю.
Дуа за то, чтобы оградить себя от трудностей, которые вам могут быть предопределены и просить заменить их благом.
Дуа за то, чтобы мы оставались смиренными и на прямом пути без трудностей, которые бы усмиряли нас.
Дуа за крепкое здоровье для себя и наших близких.
Дуа за то, чтобы снова и снова ездить в Мекку и Медину для хаджа и умры!
Дуа за мусульман с психологическими заболеваниями и трудностями.
Дуа за онкологических больных.
Дуа о защите от наказания могилы и предсмертных болей.
Дуа за то, чтобы пересечь мост Сырат со скоростью света.
Дуа о защите о колдовства и сглаза.
Дуа об укреплении семейных уз.
Дуа за то, чтобы быть из "Уулиль альбаб"/людей разумеющих.

Это просто несколько предложений навскидку, которые я для вас перечислила.

Два совета по дуа
Совет 1 - читайте дуа Пророка Мухаммада, ﷺ которое он делал очень часто.

اللهم آتنا في الدنيا حسنة، وفي الآخرة حسنة، وقنا عذاب النار
Аллахумма атина фид-дунья хасанатан, уа филь-ахырати хасанатан, уа кына ъазабан-нар
Господь наш! Даруй нам в этом мире благо и последующей жизни благо, и защити нас от наказания Огня

Анас (да будет доволен им Аллах) передал: наиболее часто повторяемое дуа Пророка (ﷺ) было: “Аллахумма атина фид-дунья хасанатан, уа филь-ахырати хасанатан, уа кына ъазабан-нар(Господь наш! Даруй нам в этом мире благо и последующей жизни благо, и защити нас от наказания Огня).”‘ [аль-Бухари и Муслим]

Совет 2 - купите «Крепость мусульманина»

Купите хотя бы 10 экземпляров. Считайте это инвестицией. Дарите их вашим друзьям/членам семьи/знакомым новообращенным мусульманам. Пусть эти книги постоянно находятся поблизости, особенно во время Рамадана. Как только у вас появилось свободное время, откройте Крепость мусульманина и начинайте делать дуа из нее.

Конечно, есть электронный вариант, однако, я советую купить саму книжку. Когда вы в интернете, то там очень много отвлекающих факторов. И лично мне нравится сидеть на молитвенном коврике в уединении делать дуа. Если подарить эту книгу другим, и они извлекут из нее пользу, то это принесет тебе дополнительную награду, а кто не хочет дополнительную награду в Рамадан?

Купите разноцветные наклейки (5 цветов) и отметьте ваши дуа. Например, все дуа, отмеченные зеленым цветом, - это будут дуа для фаджра, красным цветом - для зухра и т.п. Таким образом, вы распределите свои дуа и будете делать все из них без усталости или потери фокуса.

В соответствии с Сунной дуа нужно повторять 3 раза.
Адабы дуа: дуа делается негромким голосом.
Призывайте Аллаха, используя Его прекрасные имена: Аль-Уали - Покровитель, Аль-Кариб - Тот, кто находится близко, Аль-Уакиль - Хранитель, Опекающий, Покровитель, Ар-Рахман/Ар-Рахим - Милостивый/Милосердный. Если Аллах ответил на дуа Иблиса, то как можно думать, что Он не ответит и на ваше дуа?

Помните, что ответ на дуа приходит 3 способами
a) Да.
b) Да, но немного позже, не сразу.
c) Взамен от вас удаляются какие-то трудности или проблемы.
“Ни одно дуа верующего не остается без ответа. Ответ на него следует либо в этой жизни или остается на последующую жизнь, если только он... не будет торопить Всевышнего, говоря:"Почему не принимается мое дуа.”
-[Аиша, да будет доволен ею Аллах]

Делайте дуа за своих друзей и Умму, и ангелы будут делать то же дуа за вас. Это обоюдная выгода - постарайтесь сделать дуа хотя бы за 10 близких друзей.
Начинайте и завершайте свои дуа, посылая салаваты Пророку Мухаммаду, ﷺ
"Дуа останавливается между небом и землей и не принимается до тех пор, пока вы не скажете салават вашему Пророку ﷺ . [Умар да будет доволен им Аллах]

Некоторые праведные предшественники делали дуа в течение 20 лет, и надеялись на то, что оно будет принято. Всегда помните это, если вдруг вы начнете проявлять нетерпение. Дуа - это форма поклонения. Вы получаете награду за мольбы к Аллаху. Это само по себе должно быть достаточной причиной для того, чтобы мы постоянно делали дуа.

Когда Аллах упоминает дуа в Коране, то Он устанавливает с вами прямую связь. Между вами и Аллахом нет никого. Обычно Аллах в сурах приказывает пророку Мухаммаду ﷺ “сказать” что-то людям. Однако, когда дело доходит до дуа, то слово “куль” (скажи) отсутствует. Дуа - это прямая связь между вами и Аллахом, между вами нет никого - ни Пророка Мухаммада, ﷺ ни посланника, ни уали. Остановитесь на минутку и попробуйте представить прямую связь между собой и Аллахом во время дуа! "Помните обо Мне, и Я буду помнить о вас". {сура Аль-Бакара 2: аят 152}

Дуа, выполняемое в земном поклоне, до таслима в фард-намазе, между азаном и икаматом, до разговения, во время последней трети ночи, которая также известна как "кыйямуль-лейль" или тахаджуд-намаз, во время дождя, ... примется с большей вероятностью ин шаа Аллах. И это только несколько примеров. Научитесь комбинировать эти обстоятельства. Пример - дуа в земном поклоне во время Тахаджуд-намаза в Рамадан в одну из нечетных ночей, возможно Ночь предопределения!

Усмиряйте себя перед Аллахом, когда вы делаете дуа, признавайте свои грехи. Знайте, что Аллах настолько стеснителен, что не позволит, чтобы руки Его раба, поднятые в дуа, опустились пустыми.
Сальман аль-Фариси передал от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): “Воистину, Аллах - Щедрый, и когда человек поднимает руки с мольбой к Нему, Он настолько стеснителен, что не позволит, чтобы руки Его раба, поднятые в дуа, опустились пустыми.” [ат-Тирмизи]

Делайте дуа искренно и со смирением. Нужно удостовериться, что ваше сердце полностью и искренне подчинено Аллаху. Аллах не слушает рассеянное или отвлеченное сердце. Ваше сердце не может быть разделено - нельзя подчинить одну его часть Аллаху, а другую его часть какому-нибудь другому "богу", например, богатству, статусу, карьере, супругу и т.д.

Делайте дуа с глубокой убежденностью и определенностью. Постарайтесь вложить свою веру в дуа, и верьте в то, что Аллах ответит на него. Уповайте на Аллаха! Не говорите: "Даже не знаю, получится у меня или нет." Если вы не совершаете каких-то больших грехов, то все получится по воле Аллаха. Будьте твердо уверены без колебаний, что Аллах ответит на вашу мольбу. Аллах любит, когда вы делаете дуа. Аллах гневается, когда вы не просите Его о чем-либо через мольбы.“Аллах гневается на того, кто не просит у него.” - Пророк Мухаммад ﷺ {Суннан Ибн Маджа}

Дуа - это ваше оружие против всего и всех. Только у дуа есть сила для изменения кадара (предопределенного). Делайте дуа, чтобы возможные предопределенные вам трудности Аллах заменил на благо.
Ваше дуа будет принято с большей вероятностью, если вы постоянно и искренне каетесь. Покаяние очищает вас от ваших грехов, вы просите у Аллаха с более чистой душой.
Будьте терпеливы, не торопитесь. Удалите все негативные мысли касательно вашей мольбы к Аллаху. “Каждому из вас будет дан ответ на дуа, если он не будет торопить Аллаха и не будет говорить ‘Я уже обратился с мольбой к Аллаху, но Он не ответил мне.’” - Пророк Мухаммад ﷺ {Аль-Бухари и Муслим}

Примеры дуа
a) Дуа о благом в обоих мирах
Раббана атина фид-дунья хасанатан, уа филь-ахырати хасанатан, уа кына ъазабан-нар.
Господь наш, даруй нам благо в этой жизни и благо в последующей жизни, и защити нас от наказания Огня {сура аль-Бакара 2: аят 201}

b) Дуа во время бед и тягот
Ля иляха илляЛлахуль-ъАлимуль-Халим. Ля иляха илляЛлаху Раббуль-ъАрш-аль-ъАзым, ля иляха иллаЛлах Раббус-самауати Раббуль-Ард, уа Раббуль-ъАрш аль-Карим.
Никто не достоин поклонения, кроме Аллаха, Знающего, Выдержанного. Никто не достоин поклонения, кроме Аллаха, Господа Великого Трона. Никто не достоин поклонения, кроме Аллаха, Господа небес и земли, Господа Священного Трона [Сахих аль-Бухари]

c) Дуа за супруга и детей

Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных (сура аль-Фуркан 25: аят 74}

d) Дуа о прощении и прекрасном конце
Раббана фагфирляна зунубана уа каффир ъанна сайиатинауа тауаффана маъаль-абрар
Господь наш! Прости нам наши грехи, отпусти нам наши прегрешенияи упокой нас вместе с благочестивыми(теми, кто подчиняются Аллаху и строго выполняют Его приказы) {сура аль-Имран 3: аят 193}

e) Дуа о защите от долгов, грусти и притеснений.
Аллахумма, инни аузу бикя мин-аль хамми, уаль-хазани, уаль-аджзи, уаль-кясали, уаль-бухли уа даляид-дайн уа кахрир-риджаль
О мой Аллах, я прибегаю к Тебе от грусти, печали, беспомощности, лени, жадности, огромных долгов, и притесняющих людей [ат-Тирмизи]

f) Дуа о руководстве и защите от вреда
Аллахумма-гфирли, уархамни, уахдини, уа ъафини, уарзукни
О Аллах, прости меня, смилуйся надо мной, направь меня, защити меня от вреда и надели меня уделом [сахих Муслим]

g) Дуа о хороших манерах
Иннас-соляти уа нусуки уа махйяйя уа мамати лиЛляхи Раббиль-ъалямин, ля шарика ляху, уа бизалика умирту уа ана миналь-муслимин. Аллахумма хдини лиахсаниль-амали уа ахманиль-ахляки ля яхди ли ахсаниха илля Антауа кыни сайи-аль-аъмали уа сайи-аль-ахляки, ля йякы саййиаха илля Анта.

Воистину мой намаз, мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть принадлежат Аллаху, Господу миров. Нет у Него сотоварища. Это было мне приказано и я - один из мусульман. О Аллах, направь меня к совершению наилучших дел и наилучшим манерам, потому что никто не может этого сделать, кроме Тебя. И защити меня от совершения плохих дел и плохих манер, потому что никто не сможет защитить от них, кроме Тебя. [Суннан Ан-Насаи]

h) Дуа о защите от огня Ада
Раббана исриф ъанна ъазабаль джаханнама инна ъазабаха кана ғарама иннаха саат мустакаррау уа мукама
Господь наш! Отврати от нас мучения в Геенне, поскольку мучения там не отступают. Как скверна эта обитель и местопребывание! {сура аль-Фуркан 25: аят 65-66}

j) Дуа признания своих грехов - Дуа пророка Йунуса, мир ему.
Ля иляха илля Анта субханакя инни кунту миназ-золимиин
Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним избеззаконников! {сура аль-Анбийя 21: аят 87}

А в следующем аяте Аллах ответил на мольбу своего пророка -
Фастаджабна ляху уа наджайнаху миналь-гамми уа казалика нунджиль му"миниин
Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так мы спасаем верующих {сура аль-Анбийя 21: аят 88}

Пусть Аллах сделает нас из верующих, которых Он спасает!! Аминь.

k) Дуа о защите от притеснителей. или когда вы чувствуете беспомощность - дуа пророка Нуха, мир ему
Рабби анни маглюбун фантасир
Господи, воистину меня одолели, помоги же мне {сура аль-Камар 54: аят 10}

l) Дуа пророка Ибрахима, мир ему
ХасбунаЛлаху уа ниъмаль-уакиль
Достаточно нам Аллаха, как же прекрасен такой Попечитель {сура аль-Имран 3: аят 173}

m) Дуа о получении работы и женитьбe - дуа пророка Мусы, мир ему. По причине этой мольбы Муса, мир ему, получил работу на 8-10 лет и женился.
Рабби инни лима анзальта иляйя мин хайрин факыр.

Господи! Поистине я нуждаюсь в любом благе, которое ты ниспошлешь мне {сура аль-Касас 28: аят 24}

n) Дуа пророка Йакуба, мир ему
Иннама ашку басси уа хузнии иля Аллах
Мои жалобы и печаль обращены только к Аллаху {сура Юсуф 12: аят 86}

Уа уфаууиду амри иляЛлахи инна Аллаха басырун биль-ъибад
Я вверяю свое дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов{сура Гафир 40: аят 44}

p) Мольба о том, чтобы наши дуа были приняты!
Раббана уа такаббаль дуъа
Господь наш, прими мои дуа {сура Ибрахим 14: аят 40}

Дуа за детей
К сожалению, в настоящее время есть много мусульманок, которые просят нас написать дуа для того, чтобы забеременеть. Я прошу Аллаха, чтобы в этот Рамадан Он ответил на ваши мольбы о благочестивом, здоровом и красивом потомстве.

Вот несколько дуа, которые можно делать.
1. Дуа Закарии, мир ему
Рабби хаб ли ми-ллядунка зуррийятантайибатан, иннака самиъу-ддуъа
“Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешьмольбе.”
сура аль-Имран 3: аят 38

2. Дуа Закарии, мир ему
Рабби ля тазарни фардан уа анта хайруль-уарисин
“Господи, не оставляй меня одиноким, и Ты - наилучший из наследников.”
{сура аль-Анбийя 21: аят 89}

3. Дуа пророка Ибрахима, мир ему о его сыновьях
Рабби хаб ли минас-солихиин
“Господи, одари меня потомством из числа праведников.”
{сура Ас-Соффат 37: аят 100}

4. Дуа из суры Аль-Фуркан
Раббана хаб ляна мин азуаджина уа зурриятина куррота аъйюнин уаджъальна лиль-муттакына имама
Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных.
{сура аль-Фуркан 25: аят 74}

5. Дуа из суры аль-Ахкаф
Рабби аузиъни ан ашкура ниъматака-ллятианъамта ъаляйя уа ъаля уалидайя уа ан аъмаля салихан тардаху уа аслих ли физуррийяти, инни тубту илейка уа инни миналь-муслимин.
“Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведныедеяния, которыми Ты доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Яраскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я - один из мусульман.”
{сура аль-Ахкаф 46: аят 15}

Плач во время мольбы
Плач во время мольбы приходит естественно по причине тягот и трудностей. Особенно, когда мы чувствуем беспомощность. Проблема начинается, когда мы окружены благом, а наше сердце тоскует по сладости обращения к Аллаху как с покаянием, так и со смиренной благодарностью. Ниже несколько советов, которые могут быть полезны:
1. Представьте себя в могиле в одиночестве.
2. Представьте свои грехи, которые Аллах скрыл и сохраняет сокрытыми по Своей милости.
3. Представьте Огонь Ада.
4. Представьте, как вы стоите в День суда и ждете, когда вам вручат твою книгу деяний.
5. Представьте, как Аллах отворачивается от вас или делает вас слепой в День суда.
6. Представьте бесчисленные блага от Аллаха, которые вы еще не заслужили, но Аллах одарил вас ими.
7. Представьте болезни и трудности, от которых оградил вас Аллах, и которые вы видишь у других. Изнасилования, насилие в браке, рак, жестокие родители... список таких вещей, которые могли произойти с вами, но НЕ ПРОИЗОШЛИ просто бесконечен!
8. Последнее и САМОЕ ВАЖНОЕ делайте постоянные небольшие усилия по изучению ислама. Чем лучше вы будете знать жизнь пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), имена Аллаха и тафсир Корана, тем больше будет ваше смирение, страх и любовь к Аллаху. Пусть Аллах убережет нас и спасет нас от тех, кто обладает знаниями, но высокомерен. Знания приносят пользу только тогда, когда они увеличивают наше смирение.

Если кто-то только принял ислам и удивляется зачем вообще нужно плакать, или стараться заплакать во время мольбы - передается от Абу Хурайры, что пророк (ﷺ) сказал: “Тот человек не войдет в Огонь, кто рыдает из страха перед Всевышним Аллахом, пока молоко не вернется в грудь. И никогда не смешаются пыль, поднятая человеком на пути Аллаха с дымом от Огня Ада.”
[Суннан Ан-Насаи]

Передает Абу Хурайра: Пророк (ﷺ) сказал, что Аллах укроет Своей сенью семь групп людей в день Суда, и одной из них будут люди, которые вспоминали об Аллахе и их глаза наполнялись слезами.
[Сахих аль-Бухари]

Я прошу Аллаха, чтобы все дуа, которые мы будем делать в этот Рамадан, были приняты. Одно из моих наиболее важных дуа я делала в течение 3 ЛЕТ, пока оно не исполнилось! Поэтому если ты что-то просила, делала дуа, не отчаивайся. Я бесконечно благодарна Аллаху за то, что Он не отвечал на мое дуа в течение тех 3 лет. Я получила столько жизненных уроков, потому что на мое дуа не было ответа в течение этого времени. У Аллаха всегда столько мудрости в Его планах для нас, просто мы их не знаем или расстраиваемся.

Будьте последовательны и просите то, что хотите. Аллаху принадлежит все на небесах и земле! Для Него возможно все!

Ни один человек сам по себе не может бороться против неудач или испытаний, люди не могут отвратить от себя несчастья или испытания, когда они происходят. Человек был создан слабым и хрупким. Однако, когда во время трудностей верующий вверяет себя своему Господу, он знает, что все трудности можно преодолеть. Вверяя свои дела Аллаху, уповая на Него, веря в Его обещания, будучи довольной Его приказами и предопределением, думая о Нем только хорошее, и терпеливо ожидая Его помощи, вы пожнешь самые прекрасные плоды веры и покажете наилучшие черты верующего человека. Когда вы приобретете эти личностные качества, вы сможете спокойно смотреть в будущее, потому что вы будете уповать на своего Господа во всем. А в результате вы получите помощь, защиту, поддержку и победу.

Перевод Иман Куанышкызы


Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

Ифтар - разговение, прерывание поста с наступлением заката (началом времени молитвы магриб).

Сунной является спешить с ифтаром и ошибкой является откладывать его

Передается от Сахля ибн Са’да, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Люди не перестанут находиться в благополучии до тех пор, пока будут спешить с разговением». (аль-Бухари 1957, Муслим 1092.)
От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не перестанет религия быть явной, пока люди будут спешить с разговением, ибо иудеи и христиане затягивают с ним» . (Абу Дауд ан-Насаи, аль-Хаким. Хадис хороший. См. также «Сахих аль-джами’» 7689.)
‘Амр ибн Маймун рассказывал: “Сподвижники Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, быстрее всех спешили с разговением и оттягивали сухур”. (Абдур-Разакъ. Хафиз Ибн Абдуль-Барр назвал иснад достоверным. См. также “Фатхуль-Бари” 4/199.)
Если постящийся не может найти ничего для разговения, он должен прервать свой пост намерением.

Как совместить между приказом спешить с разговением и приказом спешить с молитвой магриб?

На этот вопрос дал ответ шейх Альбани: «Имеется хадис, которым часто пренебрегают из-за другого хадиса, потому что большинство людей неспособны совместить их значение на практике. Этот хадис - его, мир ему и благословение Аллаха, высказывание: «Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять разговение и задерживать предрассветную пищу».
Здесь упомянуты два вопроса, и ими пренебрегает большинство людей: ускорение разговения и отсрочка предрассветной пищи (сухур). Что касается пренебрежения первым вопросом, заключающемся в ускорении разговения, то, по мнению некоторых людей, это противоречит другому хадису, в котором он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять молитву магриб (вечернюю)».
Мы имеем два предписания, ускорить два дела. Некоторым людям кажется, что мы не можем одновременно ускорять оба из них. Но согласование между предписанием ускорить разговение и предписанием ускорить молитву магриб - очень легкий вопрос. Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил это на практике. Он, мир ему и благословение Аллаха, разговлялся тремя финиками. Он съедал три финика, затем совершал молитву магриб, затем ел снова, если считал, что нуждается в ужине

Из примера Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, следует, что после азана на магриб следует совершитьь ифтар чем-то на подобие фиников, затем совершить молитву магриб, а уже после этого плотно ужинать. Такова сунна нашего Пророка.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я никогда не видел, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал вечернюю (магъриб) молитву, когда он постился, не разговившись хотя бы водой”. (Абу Я’ля, Ибн Хузайма. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Сахих ат-таргъиб” 1076.)
Говорит шейх Альбани: «Но сегодня мы впадаем в две ошибки. Во-первых, мы задерживаем азан (призыв на молитву) от его узаконенного времени. А после этой задержки приходит другая задержка, которая состоит в том, что мы садимся за еду, за исключением отдельных людей, которые разговляются и совершают молитву магриб в мечети. Но большинство людей ждет азана, а затем садятся есть, как будто собираются обедать, или ужинать, а не просто начать разговение.»
Он также сказал: «Важным является то, что ифтар, который в соответствии с законом не надо откладывать, должен состоять из нескольких фиников. Затем мы должны поспешить совершить молитву. После нее люди могут садиться и ужинать, если они в этом нуждаются.»
(«Сунны, которыми пренебрегают в месяце Рамадан»)

Чем следует разговляться?

Как уже было упомянуто выше, ифтар Пророка, мир ему и благословение Аллаха, состоял обычно из фиников и воды. Он сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдет фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает» . (Абу Дауд 2355, ат-Тирмизи 658, Ибн Маджах 1699. Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу Хатим, ‘Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби.)
Предается от Анаса, что он сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, бывало разговлялся свежими финиками перед молитвой; либо сухими при отсутствии свежих, если же сухие не были доступны, он делал несколько глотков воды.» (ат-Тирмизи, 3/79. Он сказал, что это гариб хасан хадис. Классифицирован как сахих в аль-Ирва, 922).

Обращение к Аллаху с мольбами перед и во время разговения

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Поистине, мольба постящегося перед разговением не отвергается». (Ибн Маджах 1753, аль-Хаким 1/422. Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусайри и Ахмад Шакир подтвердили достоверность хадиса.)
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, после разговения говорил: «Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху». (Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, аль-Хаким, аз-Захаби, аль-Альбани.)

Подготовлено