Кукла вуду - как сделать своими руками и как ею управлять? Для чего нужны куклы.

Кукла-реборн отличается от живого младенца только одним – абсолютной неподвижностью. Она не двигается, не дышит и не моргает, но во всем остальном – в весе, росте, гладкости кожи, блеске глаз – неотличима от настоящего ребенка. Этих кукол придумали для детей – просто как очередную занимательную игрушку, чтобы развлекать малышей. Однако, как выяснилось, для этой цели реборны совершенно не подходят.

«Детям такие игрушки не нравятся, – рассказывает психотерапевт Варвара Сидорова. – С ними ведь невозможно играть: совершать нужное количество действий и манипуляций, фантазировать, придумывать. Натурализм и сходство с живым ребенком привлекают скорее внимание взрослых».

Реборны с их преувеличенной натуралистичностью, так похожие на живого, но странно и жутковато неподвижного младенца, у многих вызывают оторопь и желание отвернуться. Но есть люди – и их много, – которые ценят реборнов именно за предельное сходство с новорожденными и готовы заплатить за куклу немалые деньги. «Люди приобретают их в стремлении удовлетворить свои желания. Некоторым хочется нянчить ребенка и заботиться о нем, но по каким-то причинам на живого младенца они не решаются, а другие сами нуждаются в тепле и заботе – и делают с куклой то, что хотели бы, чтобы делали с ними: кутают, баюкают, качают на ручках, нянчат...» – говорит Варвара Сидорова.

Безопасность и предсказуемость

Женщины с удовольствием играют с реборнами, наряжают их в красивую одежду, кормят, баюкают и катают в коляске. Они обожают этих «детей», которые – о, чудо! – не плачут и не заставляют вставать по ночам… Получается удобный, приятный и безопасный способ почти побыть матерью. «Это действительно очень привлекает, – утверждает Варвара Сидорова. – С куклой можно поиграть и убрать ее в ящик. А живые дети требуют внимания, ответственности, поглощают ресурсы, время и силы. Кроме того, дети – это навсегда. А реборны никогда не вырастут, не изменятся, не покинут свою хозяйку. Все безопасно и предсказуемо. Они не скажут обидных слов, не причинят боли. За них не надо бояться, от них нечего ожидать. И ни в какой ситуации нельзя почувствовать себя плохой матерью».

С другой стороны, почему бы тогда женщинам не поиграть с другими куклами, тоже милыми и натуралистичными, но не с младенцами? «В любых играх происходит имитация жизни и тренировка определенных переживаний, – отвечает Варвара Сидорова. – Играя с реборном-новорожденным, женщина получает в гомеопатической дозе все то, что она получила бы от настоящего младенца. Она может с удовольствием позволить себе побыть нежной и заботливой. Кроме того, младенец – это трогательная нежность, беззащитность, бантики, кружавчики, красота… Поэтому уход за малышом всегда вызывает приятные эмоции – умиление, восхищение. Получая эти переживания в микродозе, женщина восполняет какой-то внутренний дефицит».

Антураж такой игры и возможность творить тоже обладает своим очарованием. Женщина может создавать разных младенцев с разными характерами, придумывать им судьбы и семьи. Это занятие становится чем-то вроде написания рассказов или сказок, только используются при этом не слова, а материальные объекты.

Реборна может приобрести и женщина, которая еще не стала мамой, но много думает об этом и «примеряет» на себя будущее материнство. Играя, она будет осваивать навыки практического ухода и вживаться в роль мамы. Кстати, в качестве «тренажера» реборны используются в группах подготовки беременных к рождению младенца.

Больше чем игра?

А что, если игра затянется? «В подобной игре нуждаются люди с эмоциональными дефицитами, которые можно восполнять, заботясь о кукле, – поясняет Варвара Сидорова. – Если речь идет о реборнах, то чаще всего это дефицит заботы, нежности, безопасности, умиленного любования. Иногда это потребность в уважении и признании себя значимой в качестве заботливой матери».

В этом случае реборны могут снизить давление неосуществленной потребности, но не могут удовлетворить ее вполне. При этом очень часто речь идет о людях, которые пережили травму в близких отношениях, нередко в раннем детстве, и по каким-то причинам эта травма не была залечена. «Куклы в этом случае «обезболивают» глубокое отчаяние, настолько привычное, что человек сам его уже не замечает. Просто чувствует, что после игры с куклой становится лучшее, приятнее», – говорит психотерапевт.

Именно поэтому требовать от человека, чтобы он немедленно прекратил играть с искусственным младенцем-реборном, попросту жестоко. Как отбирать лекарство у больного – или мел у человека, которому не хватает кальция. Нас это шокирует, нам странно и неловко наблюдать эти отчаянные попытки восполнить нехватку, но человек получает от этого облегчение. «Даже если человек не осознает глубины того, что с ним происходит, его нельзя лишать возможности играть. От этого он станет только несчастнее, – отмечает психотерапевт. – Лучше, не отменяя «обезболивающего», обратиться к специалисту, чтобы по-настоящему залечить ту душевную рану, которая осталась воспаленной и болит».

Представьте себе женщину, которая катит по парку коляску с ребенком. Ведь и она тоже утверждает себя в качестве матери, пожинает плоды отношения ребенка к ней как к маме, и именно в этом у нее есть потребность. Что, если она сможет получить все то же самое, но в другом виде? Скорее всего, со временем увлечение реборнами пройдет, а женщина перейдет в другую категорию – сказочницы или будущей мамы, готовой к новому этапу жизни.

Считается, что девочки с самого рождения должны, обнимать плюшевых зверюшек, рисовать принцессочьи замки и укладывать любимого пупса спать, укрыв кружевным одеяльцем. А мальчишки, наоборот, как только научатся ползать, должны среди всех игрушек без сомнений выбирать трактора, супер-героев, пиратские корабли и играть в завоевание крепости. Хотя во многом, конечно, такое разделение на «девчачьи» и «мальчуковые» игрушки навязано взрослыми. Многие опасаются, что уже в раннем возрасте игрушки способны сформировать неверное представление о мужских и женских ролях и поэтому выбирают только те игрушки, которые этим ролям соответствуют.

Психологи же в один голос уверяют – нет ничего страшного в том, что мальчишки играют в , а девочки – в разбойников. Редкие отклонения от нормы, которых так боятся многие родители, сопровождаются гормональными нарушениями и изменением в поведении не только во время игры. Куклы, с которыми так любят играть многие мальчики, сами по себе не могут помешать здоровому процессу развития. \

Давайте разберемся, почему же так важно и полезно мальчишкам играть в куклы и какую куклу выбрать мальчику, если он заинтересовался игрой?

1. В возрасте от 6 месяцев до 2-х лет малыш узнает , как устроен человек . С помощью самого простого пупса он сможет выучить, как называются части тела человека, научится их показывать. Кукла для любого ребенка (а значит и для мальчика) – это источник знаний о человеке , предмет, вокруг которого разворачивается общение со взрослыми.

2. Примерно с 2-х лет кукла пригодится мальчику, чтобы научиться заботиться о ком-то, кто младше и слабее. А еще можно пробовать раздевать и одевать куклу, чтобы научиться одеваться самостоятельно. Также кукла в этом возрасте поможет привыкнуть к режиму дня . Утром вместе чистим зубы и завтракаем, потом идем на прогулку, а вечером ложимся спать.

3. Во время игр с куклами, мальчики узнают об устройстве семьи и общества . В возрасте 3-4 лет взрослым нужно подсказать ребенку разные сюжеты для игр с набором небольших куколок. А кукла, похожая на мальчика, поможет ему справиться с задачами общения и понимания самого себя. Кроме игры в «больницу», «магазин» и «школу», мальчик сможет рассказать кукле, что хорошего или плохого произошло за день. На куклу можно злиться, ее можно воспитывать, с ней можно мириться – испытывать разные чувства на безопасной территории игры.

4. Важно помнить, что (о маленьком и слабом существе, которому требуется помощь) воспитывает в ребенке ответственность. Играя в куклу, наделяя ее характером, судьбой, привычками, все дети учатся понимать чувства других людей . Мальчику важно испытывать и осознавать разные чувства. В этом и помогают куклы.

5. Та самая игра в «дочки-матери», которая так часто пугает родителей (особенно, пап), может быть очень полезна для мальчишек. Она поможет закрепить полученную от мамы заботу в собственных действиях и освоить навыки, которые пригодятся ему позже, в собственной семьей.



Какую же куклу выбрать мальчику?

Психологи не советуют ограничивать кукольный арсенал мальчишек бэтменами, человеками-пауками и трансформерами. Они олицетворяют мужественность и силу, но это ведь герои популярных фильмов, а не живые люди. Следуя примеру супер-героев, мальчики могут решить, что проявлять слабость, просить о помощи или плакать – это стыдно, потому что Бэтмен никогда не плачет и не сдается.

Кукла Барби – тоже не лучший выбор для мальчика. У нее слишком ярко выражены половые признаки и довольно узкая «специализация» - наряды, развлечения, образ жизни. Даже девочкам дарить Барби лучше после 6 лет.

Для мальчика стоит выбрать куклу из натуральных материалов – из ткани или дерева. У куклы должно быть нейтральное выражение лица , чтобы ребенок смог наделять ее разными чувствами. Хорошо, если она будет похожа на мальчика – в штанишках, с короткими волосами, но даже это необязательно. Главное, чтобы он сам проявлял интерес в игре. А вы постойте в сторонке, посмотрите как мальчик играет в куклы и не переживайте – он просто учиться быть человеком .

Есть такая профессия: кукольник. С тех пор, как один человек захотел сказать всем остальным что-то сокровенное о себе и о них, появилась эта древняя специальность.

Давным-давно, когда не было ни книг, ни телевизора, ни кино, а музыку потребляли, как редкий деликатес, в специально отведенных для этого местах – родились куклы. Возможно, вначале это было так. Чтобы развлечь детей, хозяйка зажигала вечером свечу и начинала двигать пальцами возле нее, а на стене появлялись забавные силуэты кроликов, смешных людей и собак. Затем из тряпок, кожи и дерева стали делать подобие различных животных и людей. Вот как возникла кукла и как возникла игра.

Те роли, которые не могли себе позволить люди, куклы часто брали на себя. Люди делали кукол-богов для ритуальных шествий и действий, инсценировки божественных событий. Потому что актеры по разным причинам боялись брать на себя роли богов в таких «спектаклях». Даже название «марионетка» пошло от куклы, изображавшей деву Марию. Кукла может больше, чем актер, хотя как раз по самой своей сути кукольник – это актер широчайшего профиля. С помощью своих кукольных персонажей мастер-кукольник имеет уникальную способность иносказательно говорить о том, о чем прямо, что называется – «в лоб», сказать нельзя.

Обычному человеку при слове «кукла» сразу вспоминается время, когда все мы играли в одну и ту же игру – детство, играли и во взрослых, и в куклы. Но не так все просто. Потому что есть куклы, сделанные не всегда для детей, даже и вовсе не для них – а потому, что без кукол невозможно. Такие куклы создаются художниками.

Куклы Катерины Петрик ворвались в нашу обыденность так, словно в душной комнате открыли форточку. На выставке «Рождественские сны» они расцветили тусклые зимние дни зарядом импрессии, взрывом цвета пробудили чувства, лежащие на высотах человеческих душ. Ведь что такое импрессионизм? Это запись прекрасных случайностей, динамика настроений: спокойствия, солнца, лета, зимы, дождя и грозы. Вот и получается, что эти куклы – не объекты, а впечатления.

Катерина Петрик – талантливая киевская художница. Она закончила театрально-декоративное отделение Академии художеств Украины, училась в итальянской академии искусств и московской школе кукольного дизайна, работала над созданием коллекций ювелирных изделий. Создает и выставляет своих авторских кукол всего несколько лет, но ее уникальные куклы уже есть в частных коллекциях Украины, США, Франции, Италии и Канады.

Можно, конечно, полюбопытствовать и узнать, что куклы делают из фарфора – тончайшего материала, по которому когда-то весь мир сходил с ума, он был дороже золота. Катины куклы созданы при помощи цернита – низкотемпературного фарфора, похожего на кожу, глаза их – редчайший австрийский хрусталь, реснички – специальный нежнейший шелк. Платья – вообще отдельная тема, они сшиты из антикварных, как говорят «поживших» тканей, и это делает кукол еще уникальнее. Но хочется говорить не об этом, а о том, что куклы Катерины Петрик – это не совсем и куклы в обычном смысле слова. С ними хочется разговаривать, хочется назвать их «существами», уж очень сильная от них исходит одухотворенность. Они, скорее, эльфы или вейлы, волшебные создания, дающие нам, людям, возможность разговора более глубинного и доверительного. Беседа с домашним эльфом может быть иронической, сострадательной или веселой, но в любом случае это не просто разговор с неодушевленным предметом или символом. Каждая такая кукла помогает в этом разговоре находить новые, еще неоткрытые пласты.

Для Катерины кукла – возможность разговаривать посредством своих работ с людьми о чем-то сокровенном, скрытом, что не всегда можно выразить словами – даже тогда, когда тебя нет рядом, нет твоего реального присутствия. Это дает художнику определенную свободу. Слово – оно обязывает, а визуальное искусство говорит на своем языке и дает уникальную возможность каждому человеку понимать его по-своему. Например, с тех пор как Вивальди написал свои «Времена года», многие люди видят и воспринимают природу через эту музыку. А Катя Петрик создала посредством кукол образы времен года. Причем они – состояния, а не, скажем, портретное сходство с кем-либо. Ведь авторские куклы бывают разные: портретные, шаржевые, копирующие детей со всеми их складочками, – словом, любые. Для художника важны не детали оформления, важен образ. А образ – это состояние.

Катерина может сделать куклу-грусть или куклу-радость, главное – чувствовать это состояние. Тогда оно визуализируется и вдыхается в куклу. Можно состояние выразить и цветом в живописи, для нее это тоже легко. Но ее кукла отличается именно тем, что она выражает состояние автора на данный момент. Если зимой Катерине нестерпимо захочется зелени, она может сделать зеленую травяную куклу. Куклы по временам года – это именно состояния тех времен года, не больше и не меньше. Ностальгическое состояние может выражаться и так: вот проходит лето, и Катя предчувствует, что зимой будет по нему скучать. Тогда она делает свою куклу-лето подобно тому, как варенье из розовых лепестков консервируют на зиму. Вот и в куклу: все собрать, все запахи и цвета, все цветения и жужжания – и лето остается. Можно зимой любоваться этими цветами, этой гаммой и палитрой, и оживают твои летние восторги. С помощью такой куклы можно остановить мгновенье, говорит художница, и это огромное удовольствие.

А еще Катя признается, что лично для нее кукольное творчество было неким спасением. Каждого человека гипнотизирует среда, на него транслирует свои штампы система: бизнес, карьера – обычная формула, по которой большинство людей сейчас живет. Катерина не хотела становится частью этой системы-матрицы, и чтобы не раствориться, не получить эту программу в мозг, ей нужно было закрыться и делать что-то свое. Остановиться на секунду, послушать, что у тебя внутри. Как и всякий художник, который пишет картины не только для кого-то, но и для себя, она делает эти куклы, потому что не может иначе. Это как бы ее личный долг матрице, ее спасение и ее защитная стена.

Интересно, что множество театров кукол, начиная от итальянских и заканчивая японскими, не оказали на Катерину влияния большего, чем музыка, живопись, мода, архитектура и другие виды искусства. Она не уделяет специального внимания именно театрам кукол, и ее куклы никак не связаны с ними. Однако некоторое влияние на нее, как выяснилось, оказал венецианский карнавал, костюмированное действо «комеди дель арте», вообще итальянское искусство.

Можно отрицать необходимость романтики во взрослой жизни, но нельзя отрицать такую серьезную составляющую жизни, как игра. Звучит странно, однако психотерапевты давно знают, что у людей, недоигравших в детстве, могут быть психологические проблемы. То есть детство на то и дано человеку, чтобы играть. Взрослым, усталым и издерганным, тоже доступна реальность, именуемая игрой. Когда Катя Петрик делает кукол, она забывает обо всем, погружаясь в состояние творчества. Потом приходят люди и говорят, что кукла, оказывается, говорит им что-то свое, им кажется, что она идет куда-то, а еще она, дескать, ручки сложила так-то, потому что стесняется. А художница говорит, что и не предполагала ничего такого... И так целые истории про Катиных кукол рассказывают. Будто бы ее кукла «Ангел» благотворно влияет на ауру семьи, а кукла «Ночь» покровительствует добрым снам. Куклы, несмотря на свою статичность, оживают в фантазиях людей. Зрители их оживляют своим впечатлением – и это люди взрослые, абсолютно серьезные. Куклы провоцируют игру воображения.

В современном же доме кукла становится модной и весьма престижной деталью интерьера, как картина или скульптура. Однако, чтобы вписаться в интерьер, она должна соответствовать обязательному условию – быть произведением искусства, а не предметом дешевого массового изобилия. Это именно авторская кукла. Порой одна такая кукла в доме становится коллекционным вариантом, потому что создается художником-профессионалом, в единственном экземпляре. Автор от начала и до конца делает куклу своими руками, не доверяя никому даже незначительные детали. Он сам одевает ее, выискивая на рынках и аукционах старинные ткани, кружева, бижутерию. Процесс рождения такой куклы длится долго, и готовая кукла «от кутюр» стоит немало. Да, дорого, но ведь это высший класс!

Не случайно во всем мире люди разного уровня состоятельности приобретают кукол не менее охотно, чем живопись и старинные монеты, потому что авторская кукла становится своеобразным вложением капитала и ее стоимость со временем возрастает. Очень крупные коллекции кукол собрали, например, голливудские звезды Деми Мур и Грейс Келли. Принцесса Диана тоже собирала кукол. Самой выдающейся коллекцией в мире принято считать собрание известной парижской галеристки Дины Верни, ее коллекции пятьдесят лет, в ней много редких и дорогих кукол.

Каждый коллекционер хранит их по-своему. Но ясно одно: кукла делает дом неповторимым, непохожим ни на какой другой. Как любая вещь ручной работы, она несет в себе мощный энергетический заряд, создавая в доме особую ауру. И нужны определенные знания, интуиция и хороший вкус, чтобы поселить такую куклу в своем доме. Возникает ощущение полностью живого существа в доме. Потому что они, как вполне реальные живые создания, занимают какое-то пространство, в том числе и эмоциональное. Когда куклы «уезжают» на выставки, когда Катерина их долго не видит, она признается, что скучает по гипнозу их взглядов.

Современная авторская кукла, какой она видится нам, зрителям, часто апеллирует к состраданию, стремится вызвать сочувствие к людям, симпатию к их душевным порывам и уважение к их чувствам. Как ни парадоксально это звучит, куклы-впечатления, созданные Катиной фантазией и эмоциональной избыточностью, оказываются способны вдохнуть в нас, людей, чуть больше тепла. Смотришь на «Украинскую мадонну»: мечтательный взгляд куда-то в небо и внутрь себя, по-детски оттопыренные, безумно трогательные розовые ушки, беременный живот и внутри его ребеночек. Ее мадонна – почти девочка. И оттого еще больше трогают душу эти беззащитные ручки-веточки, огромные удивленные глаза.

Изумительное по цвету и подробностям вышивки платье. Очень изящная, нежная. Земная и неземная. Трудно поверить до конца, что она – кукла. Может, все-таки эльф? Выберет себе человека и заговорит с ним...


На фото: «Украинская мадонна», «Ангел», «Яблочный спас».


Текст написан в 2004 году для киевского журнала «Натали» и тогда же опубликован.

В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство отождествлялось с образом женских божеств. О куклах наших предков в ШЖ уже есть . Попробую ее дополнить.

Куклу Зернушку почитали за то, что она «отвечала» за хороший урожай. Но вырастить и собрать урожай - это только пол дела. Урожай должен обеспечить безбедную жизнь и достаток в доме. Сделать это без куклы Богатьки никак не получится, считали наши предки. В основании своем кукла имела палочку, или столбик, за что ее еще называли Столбушкой . Для полного достатка в доме надо было следить, чтобы кукла на неустойчивом основании падала пореже. Чтобы никто не мешал кукле исполнять свои «обязанности», ее прятали от посторонних глаз.

Девица на выданье выставляла у окна куклу Капустку , чтобы женихи не страшились отказа и знали, что в этом доме сватам будут рады. Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу, в разных местах ее еще называли Кормилкой или Рожаницей .

Защитить ребенка от злых духов и успокоить в колыбели была способна кукла Бессоница . Простенькую куклу-оберег мать скручивала из двух лоскутов и подкладывала в люльку ребенка приговаривая при этом: «Сонница-бессоница, не играй мим дитятком, а играй этой куколкой».

Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи.

Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры.

Первую куклу женщина делала примерно в 12-13 лет. По качеству изделия делали вывод о готовности к замужеству. Самые красивые из сделанных собственноручно кукол хранились в сундуке и были частью приданого.

Куклы сопровождали наших предков с самого рождения. И даже принимали участие в судьбе еще неродившегося ребенка. За пару недель до родов женщина скручивала куклу Куватку . Ее название имитировало плач ребенка - «куваканье». Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его приходом в наш мир должна была отгонять нечисть.

После первых схваток роженицу уводили в баню, где она, стоя на правом колене, читала заговор и наматывала кусочки ткани на маленькие палочки. Пеленашек должно было получиться двенадцать. Каждую именовали по названию болезни, которую желали отвести от младенца. В этом и была главная «работа» пеленашек, которых еще называли лихоманки или трясовицы . Если же обереги плохо справлялись с порученной «работой» мать могла поругать Куватку и пригрозить выставить ее на улицу.

Хоть большинство кукол были «женщинами», покровительство ремеслам доверялось мужским куклам. Их держали в мастерских. Сегодня известны, пожалуй, всего три: близнецы Козьма и Демьян , да крестец Андропушко . В наш век пластмассовых барби люди забыли о тряпичных куклах-оберегах.

Зачем наши предки держали за печкой... кукол?

В старинные времена у наших предков был заветный обычай: держать за печкой подвешенными на одной нитке 12 кукол - «закруток» (или «столбушек»), изготовленных непременно членами семьи, проживающей в доме.

При этом необходимо было соблюдать целый ряд специальных условий и правил.

Например, нельзя пользоваться ни ножницами, ни иголкой: либо льняное волокно заворачивалось в тряпицу и связывалось льняной нитью особым образом, так, чтоб на груди оказывался косой крестик (так делали «столбушек»), либо тряпица закручивалась и перевязывалась для образования головы, рук, фигуры (у «столбушек» и рук не было). Иногда вертикальной основой куклы служила веточка, где-то их делали из бересты.

Лицо не прорисовывалось (как и в случае с ), чтобы не вселился злой дух. И весь творческий процесс сопровождался обрядовыми словами - наговорами. Даже место изготовления этих кукол было предусмотрено ритуалом. Например, в сборнике «Северных сказок» Н.Е.Ончугова сообщается (кстати, в истории с жутковатым названием «Сестра-убийца»), что заниматься этим полагалось в шолныше, т.е. как раз за печью, где хранился всякий скарб и старые вещи, а значит, и материала для рукоделья было предостаточно.

Зачем же были нужны такие куклы?

У этой дюжины самоделок было особое название: «лихорадки» или «лихоманки», т.е. олицетворение всевозможных хворей. Считалось, что за печкой они будут притягивать к себе болезни, избавляя от них семью. Число 12 было неслучайным. С одной стороны, оно символизировало круглый год.

С другой, было связано со старинным преданием о Кумохе. Вообще-то так называли весеннюю простудную лихорадку. А представляли ее в образе дородной женщины, обретающейся в лесу вместе со своими 12 сестрицами, которые выполняли Кумохины поручения. В крестьянскую избу они могли проникнуть через печную трубу, естественно, чтобы навредить людям. Вот потому-то и делали кукол-лихоманок под заговорные слова, чтобы тут же, за печкой, пресечь напасти.

Не только Кумоха, но и каждая из ее сестер имела собственное имя, которыми нарекали и изображавшую ее куклу. Вот как их звали: Глухея, Глядея, Грисея, Грудица, Дряхлея, Желтея, Коркуша, Ледея, Немея, Огнея, Пухнея, Трясея. Правда, в иных местах Ледею именовали Ознобой, Грисею - Гнятеей, Трясею - Тряхеей, Немею - Нивеей (несущей смерть). Кое-где в эту команду включали Храпушу вместо кого-нибудь.

Но суть обряда все ж таки была достаточно общей для разных местностей.

За печкой куклы-лихорадки висели до определенного дня (где - до Масленицы, где - до Благовещенья), а затем сжигались, часто - вместе с соломой из старых матрасов. После сжигания делали новую партию «лихорадок». Если же кто-то в семье заболевал, соответствующую куколку можно было сжечь до срока (с приговорами опять-таки), чтобы обеспечить выздоровление. И в люльку заболевшего младенца, перед тем как сжечь, клали такую куклу.

По более поздней версии, куклы-лихоманки олицетворяли Иродовых дочерей, и своим присутствием они защищали избу и домочадцев от «наносной беды».

Теперь и печки далеко не у всех имеются, и дети сызмальства тянутся к компьютеру да к телевизору, а ведь такое замечательное занятие семейное - самодельные куклы изготавливать! Может, попробуем?