О том что ребенок не. Ребенок, который не знает слово «нет

Когда дети раздражают нас, мы часто объясняем это тем, что они специально пытаются «достать» нас, хотят манипулировать нами или делают это «нам назло».

Конечно, в тех или иных случаях практически любого ребенка можно назвать капризным, требовательным и непослушным. И это замечательно. Ведь ребенок, каким бы маленьким он ни был, является живым человеком, а не нарядной куклой, которую можно посадить на почетное место и гордо показывать гостям. Он обладает своими желаниями и потребностями, и должен учиться их выражать и добиваться желаемого.

Но ребенок, который вообще не обращает внимания на слово «Нет», живет так, как будто в этом мире существуют только его желания. Таким детям, как правило, свойственна импульсивность, вспыльчивость, агрессия, недостаток внимания к чувствам окружающих, критичность, дерзость и мстительность. У них меньше выражена позитивная реакция на поощрение и похвалу.

Такое поведение ребенка может иметь самые разные корни. Например, оно часто возникает в результате стрессов и разногласий в семье. Тревога за родителей находит выход в отчаянном неповиновении, или же ребенок действует точно по родительскому образцу – раз вам так можно, значит, можно и мне. Иногда агрессия и требовательность может быть попыткой справиться с острым горем (смерть члена семьи) или реакцией на неожиданные для ребенка перемены (переезд в другой город, появление брата или отчима, смена любимой школы и т.д.). Бывает, что непослушание – это ультиматум для родителей, и тогда вам стоит подумать, какими еще, более конструктивными способами, ребенок может получить ваше внимание и время.

Но чаще всего демонстративное непослушание – это просто результат особого взаимодействия с родителями, которые позволяют ребенку вести себя таким образом. И вот в этом вопросе стоит разобраться подробнее.

Что провоцирует конфликт с ребенком:

А. Возможно, вы затеваете силовую борьбу.

Когда дети раздражают нас, мы часто объясняем это тем, что они специально пытаются «достать» нас, хотят манипулировать нами или делают это «нам назло». И наш гнев усиливается, потому что нам легко удается убедить себя в этом. С другой стороны, когда мы заставляем ребенка слушаться силой, угрозами или наказанием, то у него появляется чувство беспомощности, а дети не терпят ощущение беспомощности, поэтому они всячески провоцируют другие столкновения, чтобы доказать, что они всё же обладают некоторой силой. И тут очень легко перевести отношения с ребенком в обыкновенную борьбу за власть.

Слова, использованные в начале предложения: «ТЫ», «ЕСЛИ» и «ПОЧЕМУ» - это как красные флажки, развешанные перед глазами ребенка. Они приглашают ввязаться в бой. ТЫ – это слово атакует самого ребенка, а не проблему («Ты всегда…», «Ты никогда…», «Тебе бы лучше…», «Ты такой…»).

ЕСЛИ – с этого слова обычно начинаются угрозы, причем, часто – пустые. «Если ты будешь разбрасывать по всему дому свою одежду, то я тебе вообще ничего не буду покупать». Вы оба знаете, что это неправда, поэтому нечего удивляться, что ребенок злится и игнорирует вашу просьбу.

ПОЧЕМУ – обычное начало обвинения, и ребенок тоже реагирует на него в оборонительном ключе. Попробуйте заменить эти слова на «Как Только» и «Когда»: «Как только одежда будет убрана, мы сможем вместе пойти в магазин» или «Когда уроки будут сделаны, ты сможешь посмотреть телевизор». Чем создавать ситуацию, в которой сильный угрожает слабому, можно установить партнерство («Как только ты сделаешь А, я сделаю Б»).

Наказание часто приводит к тому, что дети становятся более изобретательными в той области, которую мы совсем не хотим в них развить – в способности брать реванш. Наказание также может заставить ребенка быть более осторожным и скрытным.

Дети, которых часто наказывают, становятся более изворотливыми, менее честными, откровенными и ответственными. Наказание часто мешает ребенку почувствовать свою вину – ведь он уже искупил ее с помощью наказания. Кроме того, если ребенок не понимает, за что его наказали, или считает такое наказание необоснованным, это не помогает ему осознать то, что он натворил, а заставляет его лишь бояться вашей власти и непредсказуемости.

Почему же в таком случае не срабатывают объяснения? Ведь, казалось бы, мы стараемся общаться с ребенком на равных, и разъясняем ему причины своих чувств и действий? Это происходит потому, что мы слишком часто прибегаем к объяснениям в попытке изменить мнение ребенка и заставить его согласиться с нами.

Очень вероятно, что в иерархии ценностей ребенка ваша любовь к нему стоит на первом месте – потому что для маленьких детей родители связаны в буквальном смысле с выживанием. Поэтому больше всего ваш ребенок хочет не игрушек (из-за которых он сейчас скандалит), не конфет и не права смотреть телевизор с утра до вечера. Это всё сиюминутные желания.

Он очень хочет, чтобы вы продолжали любить его и заботиться о нем. Многие родители используют это знание в целях шантажа. Они смело заявляют ребенку, что, если он сейчас же не съест кашу, они перестанут его любить. Более тревожный ребенок «купится» на эту угрозу и сделает всё, как вы хотите, попросит прощения за всё, чего он не совершал, и пообещает всё, что вам угодно. Но у него останется обида – ведь вы так грубо пытались отнять у него самое святое.

Менее тревожный ребенок может спокойно парировать, что ему ваша любовь вовсе не нужна, потому что он вас тоже не любит (конечно, этот сценарий чаще используют взрослые, но и дети тоже вполне на это способны). Безусловно, с его стороны это бравада. Однако это может стать тяжелым испытанием для ваших нервов, потому что и вам тоже очень важно сохранять добрые отношения со своим ребенком, чувствовать его привязанность и благодарность. Так что, прежде чем пускать в ход «тяжелую артиллерию», подумайте, к чему это может привести, кроме безупречного послушания.

И почаще вспоминайте, что ваша стратегическая цель – изменить поведение ребенка, а не сделать ему больно. Ведь большинство родителей, вместо облегчения, чувствуют себя еще хуже после того, как они причинили ребенку эмоциональную или физическую боль.

Б. Возможно, вы слишком зависимы от мнения окружающих.

Если ребенок ведет себя плохо, его матери обычно говорят, что ей не следует «позволять» ему это, ей надо «заставить» его вести себя хорошо. Если она не может контролировать «плохое» поведение своего ребенка, то она должна почувствовать себя плохой и некомпетентной матерью.

Я уверена, что «добрые» люди из вашего окружения – ваши близкие или даже едва знакомые вам – не раз запускали у вас в голове цепочку подобных мыслей . Они чувствуют себя плохо, глядя на ваших детей, им приносит неудобство поведение вашего ребенка. Однако не кажется ли вам, что более важно сосредоточиться на чувствах ребенка и своих собственных чувствах, чем заботиться о том, что подумают окружающие, чтобы выглядеть в их глазах «хорошим родителем»?

В. Возможно, у вас слишком жесткие требования

Некоторые родители в порыве «гиперответственности» за будущее своего чада всё время стремятся закалять характер ребенка, прививать ему высокие моральные ценности и воспитывать его в соответствии с самыми суровыми требованиями. Иногда это оказывается слишком утомительно и для ребенка, и для родителя, который считает обязательным соблюдение всех своих строгих правил. Каждый из них выбивается из сил в попытке достичь идеала, и злится на то, что это оказывается недостижимо.

Поэтому попробуйте составить список всех требований, которые вы предъявляете своим детям в течение дня или недели, и проанализируйте, что для вас на самом деле важно? Как выглядят дети? Что они носят? Что они едят? Как они себя чувствуют? Какие отметки получают? Занимаются ли спортом? Что другие думают о них, и как это отражается на нас?

Если вы попытаться составить список того, что раздражает вас в поведении детей, он может оказаться бесконечным: «Он постоянно о чем-то мечтает, отказывается надеть чистую рубашку, постоянно задевает ногами ножки стола во время еды, никогда не умывается, если не скажешь об этом 20 раз, дразнит сестру…».

Попробуйте посмотреть на этот список и ответить себе на вопросы: «Останется ли это требование важным и через неделю, через год, через 10 лет?», «Что случится, если это требование не будет выполнено?». Подумайте, насколько важно, станет ли ребенок есть мороженое прямо из упаковки или переложит его в предложенный вами стаканчик? Будет ли он чистить зубы до или после завтрака? Пострадает ли ваша родительская самооценка, если вам придется напомнить о чем-то ребенку не один, а два раза?

Г. Возможно, у вас слишком мягкие требования.

Если наша потребность делать детей счастливыми и наша любовь к ним через чур сильны, мы не можем сказать им «нет». Когда мы устанавливаем жесткие дисциплинарные рамки, дети не только не любят наши правила и просьбы, они не любят нас .

Для детей трудно отделить то, что мы делаем, от того, для чего мы это делаем. Когда мы настаиваем, чтобы они сделали то, что им не хочется, или когда мы отказываемся исполнить их требования, то часто слышим: «Я тебя больше не люблю… Ты плохая… Ты меня не любишь… Я тебя ненавижу…». Реакция детей абсолютно искренна. В этот момент они действительно не любят нас, но их «нелюбовь» - временное явление.

Дети очень наблюдательны, и они не упустят шанс заметить, что вы, сказав «нет», очень обеспокоены тем, что сделали их несчастными . Детям трудно понять и смириться с запретными границами, если нам трудно их установить.

Есть еще один вопрос, над которым стоит задуматься. Когда ребенок знает, что он может так или иначе добиться от вас чего угодно, он чувствует себя самым сильным и самым главным в семье – ведь это он всё решает! Но, кроме пьянящего ощущения всемогущества, здесь может присутствовать и сильнейшая тревога.

Ребенок понимает, что у него недостаточно сил и опыта, чтобы быть реальным «главой семьи», и тогда ваша беспомощность и послушание приводят его к мысли, что он не может на вас опереться. Как это ни парадоксально, мне не раз приходилось слышать от детей (особенно из обеспеченных семей), что родители, якобы, его не любят, потому что они ему всё разрешают. Отсутствие, каких бы то ни было, правил, границ и запретов рождает у ребенка ощущение, что родителям на него вообще наплевать.

Поэтому перед вами стоит нелегкая задача – найти золотую середину между непосильными требованиями и полным их отсутствием.

Наша цель (как родителей) – улучшить взаимоотношения с детьми, уменьшить наши и их негативные реакции, содействовать их сотрудничеству с нами и росту их достоинства. Если мы сможем хотя бы на 5 минут в день больше наслаждаться нашими детьми, чуть реже кричать на них или чуть меньше критиковать, значит, мы двигаемся в правильном направлении.

  • Чтобы понять мотивы непослушания ребенка, посмотрите, во что ребенок любит играть, какие сюжеты книг и фильмов предпочитает, кто его любимые персонажи, расспросите, почему. Подберите и почитайте ему подходящие сказки про непослушание, эгоизм, чтобы он знал последствия такого поведения (нет друзей, никто не хочет быть рядом, всегда находится кто-то, пытающийся тебя пересилить, и он может оказаться реально сильнее и т.д.). Важно дать понять ребенку, что сотрудничество интереснее и безопаснее, чем борьба и контроль.
  • Что мне делать, чтобы мой ребенок слушался?». Это самый распространенный вопрос всех родителей. Ответ очень короткий: говорите меньше. Дети так привыкают к длинным нравоучениям родителей, что быстро становятся глухими к ним. Одно слово «Ботинки» и выразительный взгляд, направленный на грязные следы на ковре, оставленные ребенком, будут более понятны и действенны, чем долгая нотация о том, почему он не жалеет мамин труд.
  • Предоставление детям права выбора того, что они хотят носить, что и когда они будут есть, когда и какую делать работу, дает им ощущение собственной компетентности и самоуважения. Предупредите их заранее о ситуациях, которые могут стать «щекотливыми». Например, у вас важные гости, и вам не хотелось бы, чтобы вас беспокоили, или – ребенку нужно регулярно выполнять какие-то упражнения, и вам не хочется всё время ему об этом напоминать. Попросите ребенка заранее придумать эффективные способы решения – как он будет себя вести в этой ситуации. Это сделает детей более управляемыми, и избавит вас от необходимости делать им замечания. Не пытайтесь укрощать ребенка, а дайте ему нишу для главенства, где он сам будет принимать решения и будет уверен, что всё зависит от него. Это может быть игра, выбор меню или маленькие поручения.
  • Воспользуйтесь методом естественных последствий . Если Иван забудет положить свои грязные джинсы в корзину с бельем, то они не будут чистыми к началу следующей недели. Если Саша не приходит вовремя к столу, то макароны в его тарелке остынут и слипнутся. Если Алиса не застегивает куртку и не надевает перчатки, холодный ветер более убедительно, чем все уговоры матери, напомнят ей об этом. Если Катя не выучит свое домашнее задание, то не сможет ответить и получит двойку, когда учитель вызовет ее завтра. Последствия скорее научат детей, чем все родительские наставления вместе взятые.
  • Если ребенок пытается шантажировать вас сильным ревом или демонстративно катается по полу, помните, что лучший способ успокоения истерики – не обращать на нее внимания. Еще лучше – вообще оставить ребенка одного в комнате, сказав ему, что вы будете готовы поговорить с ним, как только он успокоится. Это может показаться кому-то слишком «жестоким», ведь мы так привыкли кидаться с утешениями даже к чужому плачущему ребенку. Однако очень важно, чтобы истерика не закрепилась как действенное средство для получения желаемого, поэтому ваше хладнокровие будет для ребенка хорошим сигналом, что это не работает.
  • Когда ребенок делает что-то не так – а это неизбежно – вам следует указать на ситуацию, а не на ребенка. Вы можете поговорить о том, что надо сделать, а не об ошибке. Если ваши слова направлены на результат поступка, а не на саму «персону», то дети не воспримут это как атаку на себя и будут гораздо спокойнее относиться к вашим словам.
  • Можно воспользоваться еще одним способом, чтобы изменить поведение ребенка без нравоучений и нападений – это писать записки. Если вы сможете сделать их юмористическими, это будет намного лучше. Вот вам пара примеров: «Просим нас подобрать, чтобы ты мог ходить по своей комнате, не наступая на нас. Носки» или «Требуется помощь: почистить ванную, закрыть бутылку с шампунем, завинтить тюбик с зубной пастой, развесить влажные полотенца. Награда – очень довольная мама». Это поможет вам не только выразить свои требования в форме забавных пожеланий, но и укрепит желание маленького ребенка скорее учиться читать и писать.

Вы можете начать позитивное общение с детьми в любом возрасте. Получайте больше удовольствия от своей родительской роли. Перестаньте обвинять их и обратите внимание на то, как вы можете повлиять на ваше взаимодействие. И тогда вы получите еще один дополнительный выигрыш – вы сможете иметь более тесные отношения с детьми, когда они станут взрослыми. Все родители надеются, что их взрослые дети захотят проводить время с ним не по принуждению или из чувства долга, а просто из удовольствия. Удачи вам и творческих решений. опубликовано

Я нередко слышал от коллег мнение о том, что приемный ребенок не может стать родным. Его будут любить, он будет принят в семье, ему подарят ласку и тепло, он будет обеспечен, воспитан и т.д. Но родным стать не сможет. Потому что родной — это от слова «род», а ребенок, рожденный от других матери и отца, к этому конкретному роду семьи усыновителей не принадлежит.

Я, если честно, никогда не понимал этой идеи. Что любопытно, особенно популярной она стала после проникновения в наше психологическое сообщество метода расстановок Хеллингера, хотя можно ли все «списать» на Хеллингера — сложный вопрос. И тем не менее, я постараюсь обосновать, почему я не считаю правильным мистифицировать род. А то, что происходит именно мистификация — вы поймете чуть позже, надеюсь.

Мне думается, что разницы между приемным ребенком и родным, по сути, нет никакой. При условии, конечно, что решение взять приемного ребенка — осознанное и искреннее желание родителей. Тогда воспитание приемных детей ничем не будет отличаться от воспитания родных. Скажем так, фактор крови — то, чему принято уделять слишком много внимания.

Большинство наших семей, увы, слишком «зациклены» на этом факторе. Если вдуматься, фактор крови дает основу для разного рода. «Ты — наша кровь, наш сын/дочь, потому ты обязан…» — далее идет список того, что ребенок должен родителям по факту того, что ему дали жизнь. Впрочем, и дети тоже включаются в эти манипуляции, считая родителей порой обязанными им помогать до конца дней.

Приемный ребенок — тот, кто может сказать «вы мне не родные» (следствие — «я не буду вас слушать»). Именно этого и боятся мать и отец, мучаясь вопросами, например, усыновления детей, если по каким-то причинам невозможно иметь своих. Но самое интересное, что кровный ребенок тоже может сказать «вы мне ничего не должны, я не просил меня рожать». Просто кровь многим кажется достаточным основанием для предъявления собственнических амбиций и служит чем-то вроде гаранта их исполнения.

На деле же все построено в таких случаях не на крови, а на систематическом запугивании ребенка, следствием которого часто становится чувство вины. Запугать на самом деле можно эффективно как родного так и не родного, и эффект, уверяю, будет. Вопрос только — зачем?

Но и на это есть ответ: потому что у самих родителей присутствует сильный страх оказаться недостаточно аворитетными для ребенка и не смочь его контролировать. А суть — не в крови, а в контроле, страхе и чувстве вины. Сама по себе кровь, ее группа и состав никак не влияют на восприятие ребенком отношения к нему родителей. Родительское воспитание может рождать у приемных и у родных детей одни и те же эмоции. По причине отношения к детям, а не по причине состава крови.

Другая форма «зацикленности» на этом факторе — желание, чтобы отпрыск как 2 капли воды походил на мужа/жену/родственников. Но ведь это по сути не желание вырастить другого человека, а желание повторить себя (или свои чувства к женщине/мужчине), любить в ребенке себя и свои чувства, или символически «присвоить» любимого человека.

Хотя, не раз случались истории, когда мама, бывшая «без ума» от какого-то мужчины, родив от него ребенка, потом разочаровывалась в нем, а еще хуже — когда он ее бросал и/или совершал то, что в ее понимании называлось подлостью, и уже неважно, чем оно было на самом деле.

Важно то, что ребенок быстренько переставал быть таким уж любимым. И ему потом приходилось изрядную часть собственной жизни носить на своих плечах (а точнее — в душе) неосознанную месть мамы, которая родила его «не от того».

Кровный фактор многие считают обязательным для того, чтобы любить ребенка. Самой важной становится похожесть на мать и отца, и ожидания, которые на такого ребенка возлагаются. О его личности, его возможных интересах, его особенностях и непохожести на родителей, которая всегда будет в его личности, даже если он кровный — об этом никто, как правило, думать не хочет.

«Помогает» этому и наше патриархальное общество — часто полноценной семью будут считать только при наличии своих , то есть, способность именно физически произвести на свет человека становится основной для суждения о счастье и полноте семьи. А вот как воспитывают детей, и что из них вырастает — все это порой не учитывается.

Наличие приемных детей вместо своих, кровных, считается порой чем-то вроде инвалидности — «раз не смогли своего родить, ну ладно, хоть такого»… В результате приемный ребенок рискует стать чем-то вроде попытки компенсировать «неполноценность», а сами дети превращаются в «плохих заменителей» того, что должно быть на самом деле. И в итоге приемные дети чувствуют себя на самом деле не любимыми, но плохо понимают до поры, из-за чего.

Меж тем травмы, о которых немало пишут коллеги касательно детей из детдома, в 95% случаев происходят и с родными детьми в родных же семьях. Потому что во многом их рожают потому что «надо», «принято», «положено», а в некоторых случаях желая как бы присвоить часть мужа/жены, продолжить опять-таки себя.

И в результате этого кровный отпыск часто страдает не меньше, чем детдомовские, от недостатка внимания родителей, недостатка тактильного контакта, от недостатка безусловного принятия своей личности, не похожей на родителей, от того, что не оправдывает ожиданий, возложенных на него.

В практике я не раз сталкивался с уже взрослыми детьми, чьи родители и по сию пору не уставали попрекать их тем, что те родились «недостаточно красивыми» и «не улучшили породу». Это реальность нашей советской и постсоветской действительности, увы.

На самом же деле очень многое зависит от отношения к ребенку и от воспитания. От осознанности родителей. Если родители хотят вложиться именно в помощь другому человеку, в помощь вырасти, реализовать себя (а не ожидания родителей), хотят помочь раскрыться, хотят дать старт новой жизни — воспитание приемных детей будет таким же, каким оно будет или было бы для кровных.

Да, детдомовские дети могут оказаться более травмированными изначально, но если родители — осознанные личности, то такому ребенку будет проще справиться со своими травмами и вырастить то базовое доверие, о котором говорят все психологи.

Реальность нашей страны, в которой существует вся эта ситуация с брошенными детьми — плод неосознанного, первобытного, я бы сказал, отношения к детям. Сроки, которыми часто «давят» своих детей родители («уже 25, надо срочно рожать, а то не успеешь», «порадуй нас внуками», «продолжи род»), общество, которое пропагандирует деторождение как часть социальной полноценности, слабая просвещенность в области контрацепции порождает огромное количество брошенных детей.

А осознанных родителей очень мало. И подчас приемные дети попадают в такие же семьи, где нет достаточно осознанного к ним отношения, и где они опять-таки ставятся перед необходимостью реализовывать не себя, а ожидания , и решать их проблемы — их самоутверждение за счет детей, их попытку найти смысл жизни за счет детей, получить порцию одобрения от общества (похвалу за милосердие и самоотверженность в выращивании приемных детей и т.д.)

Из этого только один вывод — нормальные, полноценные, действительно психологически адаптированные дети, развитые и здоровые могут вырасти только в семье, где родители достаточно осознанны. А приемные они или родные — не так уж важно.

Более того, так даже нельзя ставить вопрос, ведь усыновленные дети, за которых взрослые взяли ответственность — по определению родные. По факту ответственности и желанию строить отношения на всю жизнь.

Кто еще может стать тебе родным, если не тот, кто живет с тобой для начала лет 20 под одной крышей, а потом так или иначе опирается на тебя всю свою жизнь?

С этим вопросом тоже сталкиваются те, кто планирует усыновлять детей. Речь сейчас пойдет о тех, кто был усыовлен в младенчестве и не помнит самого факта усыновления.

Вот только как? Особенно если этот род — в другой стране, спился, и т.д. и нужны ли такие контакты ребенку? Еще одним аргументом было то, что дети якобы будут , что их обманывают. Я попробую порассуждать о подобных аргументах.

Кровное родство и мистификация рода

Я верю в то, что семья — это система, и что род — это особая реальность, психическая, физиологическая, культурная. Но, как мне кажется, все может быть или вместе, или никак. Разве тело человека существует без мозга? Может ли жить психика без окружающей реальности? И возможна ли культура, которая не выражена мыслями и поступками?

Теперь подумайте: если у ребенка кроме крови нет ничего, что делало бы его принадлежащим другому роду, а своей психической, культурной, эмоциональной и даже территориальной жизнью человек живет с другим родом, то по чьим правилам будет «играть» его организм в бо льшей степени?

По тем, в которых он живет, и доказательств этому немало.

У меня был интересный пример в практике: женщина забеременела от одного мужчины, но отношения очень сильно разладились еще в самом начале беременности. А та женщина встретила другого. И он захотел принять ее вместе с будущим ребенком. Их отношения оказались прочными, девочку он удочерил, родной ее отец не стремился с ней общаться. Девочка всегда знала, что у нее есть папа. О том, что он отчим, она узнала уже позже, будучи взрослой. И это никак не изменило ее отношений с папой, которого она до сих пор считает папой.

Интересно иное. Эта девочка как 2 капли воды похожа…. на отчима. При этом, отчим и ее родной отец не похожи между собой, а мать — вообще другого типа, другой «масти». И при этом девочка похожа именно на отчима. Цветом глаз, структурой волос, чертами лица. В этом браке появился еще и общий сын, брат девочки. Он похож на папу не так разительно, как похожа неродная дочь.

Может ли кровь сама по себе существовать как отдельная реальность, влияющая на человека в большей степени, чем влияло бы окружение, психологическая обстановка там, где он живет, культурная реальность семьи, которая приняла его, традиции, обычаи, уровень развития семьи? Кровь, конечно, несет в себе какую-то особую генетическую информацию, но это может оказаться лишь каплей в том количестве факторов, могущих существенно повлиять на развитие ребенка и восприятие себя в контексте рода. Род — это ведь не только кровь и генетика. Это совокупность огромного количества факторов.


Брошенный ребенок — брошен по разным причинам. Бывает так, что мать ребенка — девушка-подросток, которая, возможно, сожалеет о сделанном, но считает, что так было лучше для всех. Известие о таких родителях не всегда травмирует ребенка, и, взрослея, он скорее всего поймет причины, по которым его родная мать так поступила.

Но совсем другое дело (и это — чаще встречается в практике усыновления), когда родители — например, алкоголики, лишенные родительских прав, или неспособны осуществлять родительские функции по иным причинам, связанным с социальной и другой неадекватностью в поведении. А в таких случаях известие о подобном родительстве часто вызывает у взрослеющих детей чувство вины, чувство, что они «не такие, как нормальные дети».

Мне доводилось сталкиваться с подобными случаями в практике. Часто дети, узнав об усыновлении, начинали стыдиться своего прошлого, о котором они даже не помнили. Но, при этом развиваясь в нормальной семье и узнав об усыновлении, дети часто начинали переживать о том, смогут ли они соответствовать своей новой семье, которую до того воспринимали как родную.

И это порождало массу неприятных эффектов — стыд, вину, о которой я уже упоминал, страх, что в них проявится что-то от настоящих родителей и тому подобное (даже если приемные родители не отзывались плохо о кровных). Порой дети испытывали и обиду на своих приемных родителей за то, что те рассказали им об усыновлении. Дети часто воспринимали это как отвержение своими приемными родителями, и никакие слова любви не были достаточно эффективными.

Чувство отвержения возникало потому, что в рассказе об усыновлении сами дети видели нежелание приемных родителей считать их до конца своими. Призывами чтить такое кровное родство можно не помочь ребенку, а наоборот, травмировать его. Ведь если вся жизнь ребенка связана с одной семьей, а ему, тем не менее, указывают на то, что есть еще и какая-то другая, с которой он связан, он чувствует себя разорванным, расщепленным.

Может ли знание о том, что у него другая кровь, как-то улучшить его жизнь? Об этом не говорит никто из психологов. И это неудивительно. Мы мало что знаем о кровных факторах. Возможно — они действительно значат что-то, и есть какие-то особые энергии рода, но взаимодействовать с ними продуктивно мы можем тогда, когда мы можем прикоснуться к истории семьи, строить отношения с ее членами, изучать родовые программы и сценарии.

Однако, такое возможно только тогда, когда ребенок в этой семье родился и имеет доступ к «родовому архиву». В случае же с усыновлением это маловероятно. И усыновленный ребенок несет в себе куда больше программ семьи усыновителей, чем кровных программ.

Даже если последние каким-то образом проявятся — корректироваться и проживаться они будут все равно в рамках новой семьи. Какой же тогда глубокий смысл говорить ребенку о том, что он вряд ли сможет когда-то изучить, и к чему он, скорее всего, не сможет в реальности прикоснуться?

Травма брошенности будет с ребенком в его бессознательном всегда. Но любой психолог скажет, что не все травмы и не всегда стоит вынимать из бессознательного. Психика человека не зря обладает защитными механизмами, порой вытесняя в подсознание то, с чем человек не может справиться. И какие-то глубинные переживания младенческого периода вполне могут с течением времени нивелироваться новым отношением к себе, которое может помочь воспитать новая семья.

Травма уйдет в глубокое прошлое и имеет все шансы не проявится в активном формате во взрослой жизни. А вот рассказом порой можно активировать эту травму, перевести ее в область осознания. И ребенок любого возраста может оказаться не готов к восприятию этой травмы.

Об эффектах такого рассказа я написал в предыдущем абзаце. Поэтому родителям стоит хорошо подумать — а готовы ли они сталкиваться с последствиями этой активированной своими же руками травмы?

Защита ребенка

Тайное становится явным — лишь красивая формулировка. На самом же деле достаточно проанализировать собственную жизнь. Все ли из того, о чем вам не хотелось бы говорить остальным, стало явным? Вряд ли. И при грамотном подходе к вопросу можно избежать любого разглашения. Для этого достаточно порой сменить место жительства или как минимум так обставить появление ребенка, например, уехав на время, чтобы у «доброжелателей» просто не было оснований для пересуд.

Да, это определенные жертвы. Но родители, которым важен их приемный ребенок , думаю, пойдут на такие жертвы, чтобы уберечь своего ребенка от лишних разговоров каких-то сторонних людей. А основывать свои признания ребенку на страхе перед каким-то потенциальным «доброжелателем» — выходит, тогда родители приемного ребенка решают свои проблемы страха, нежели думают о чувствах самого ребенка.

«Приемные дети чувствуют, что что-то не так» — это распространенное убеждение многих людей, рассуждающих об усыновлении. Да, дети чувствуют. Если сами родители постоянно думают о том, что он — «не родной», мучаются вопросами «а не расскажет ли кто?», или тем «когда рассказать?», мучаются предположениями «а не проявится ли в нем что-то такое….» и т.д.

Дети всегда чувствуют тревогу родителей. Но если родители не будут испытывать тревогу? То дети не будут чувствовать никакого «подвоха». Это проверено в том числе и практикой.

Мне довелось знать несколько семей с усыновленными детьми. И при том, что в этих семьях были свои дети — один или два, родители приняли решение растить приемного как своего и абсолютно наравне со своими кровными детьми. Эффект вполне адекватный — ничего «такого» приемные дети не чувствуют. Потому что их родители не испытывают хронической тревоги по этому вопросу. И не стоит мистифицировать такие механизмы.

О самих родителях

Конечно, я не хочу сказать, что нет случаев, где есть смысл рассказывать ребенку правду о его усыновлении. Но все это индивидуально. Важно другое — если родители решили взять в семью приемного ребенка такого возраста, когда он легко может не помнить сам факт усыновления, то почему и зачем они так активно тревожатся о своем статусе и статусе приемного ребенка? В чем тут принципиальное отличие?

Рожая своего, родители берут 100%-ную ответственность за него. И тут они тоже берут 100%-ную ответственность за усыновленного.

И возникает вопрос — не в голове ли у самих родителей эта необходимость рассказать? Чего они сами боятся? Что ребенок не будет их достаточно любить, если они не скажут правду? Или что они сами не будут его достаточно любить, и им нужно иметь оправдание на такой случай?

Другая крайность….

Когда родители как огня боятся, что ребенок узнает правду об усыновлении. Тогда, получается, сами родители этот фактор крови сильно мистифицируют. Словно ребенок, узнав, что он не родной, тут же обесценит все то, что было для него сделано, перечеркнет всю заботу, и перестанет любить своих единственных родителей.

О чем тревожатся такие родители? Чаще всего, это подспудно переживаемая вина/стыд за то, что не смогли родить своего. Вероятно, родители в такой семье так и остались с чувством неполноценности. И внутри может быть скрытое убеждение, что ребенок, узнав о том, что он — не родной, обязательно как бы вскроет эту неполноценность, сделает ее явной как для других, так и для него, ребенка. И отвергнет родителей по причине их «неполноценности».

На самом деле это — только убеждение самих родителей и того слоя общества, который «помогал» им усвоить эту мысль. И чтобы перестать бояться разглашения, хорошо бы разобраться со своей «неполноценностью» у психолога. Потому что в противном случае ребенка придется растить в постоянном напряжении и страхе, а дети — все прекрасно чувствуют, и, как выше уже было замечено, ребенок в состоянии почувствовать, что «что-то не так», но это «не так» — исключительно состояние родителей, а не сам факт приемной семьи.

….Мне довелось работать в приюте, куда привозили брошенных детей. У нас были уже более-менее взрослые дети, от 4-5 и более лет. И они знали, что брошены. Их самой большой мечтой было иметь семью, и просто-напросто забыть о том, что было как-то не так, была брошенность, приют, и, по сути, чужие воспитатели. Им хотелось стать родными кому-то и забыть о том, что с ними произошло.

Им было не важно — родные они будут у новых папы с мамой или приемные. Им хотелось тепла, ласки, заботы и искреннего участия, им хотелось иметь людей, которые будут для них опорой, защитой и кому они смогут доверять.

Ведь семья — это те, кто нас вырастил и любил, а не те, кто просто дал биоматериал для зачатия. И все наши ошибки, травмы, проблемы, успехи и достижения зависят именно от тех, с кем мы выросли. В большей степени как минимум.

Чтобы , со своей семьей за плечами, ребенку нужны прежде всего мама и папа, которые не боятся жизни, такой, какая она у них получилась, а единой однозначной стратегии, когда и как говорить/не говорить — ее не существует. Существуете вы, ваша жизнь и ваш ребенок. И если в отношениях есть принятие, доверие и любовь — вы с ребенком сможете справиться с любой ситуацией и сохранить добрые чувства друг к другу навсегда.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

сайт собрал 30 вещей, которые связывают нас с вами и о которых современные ребята, возможно, даже не подозревали.

  1. Они никогда не жили в мире с ежемесячным пределом текстовых сообщений.
  2. Они никогда не настраивали антенну для приема ТВ и не вставали по выходным пораньше, чтобы посмотреть мультики.
  3. О том, что мы когда-то передавали файлы через ИК-порт, они даже не подозревают.
  4. Для этих детей ваша любимая старенькая моторола уже музейный артефакт!
  1. К нему же можно отнести и ваш пленочный фотоаппарат, матричный принтер да и что говорить - CD-плеер.
  2. Современным детям вряд ли удастся догадаться, как связаны между собой обычный карандаш и аудиокассета.
  3. Они никогда не испытывали разочарование в момент, когда пытаешься записать любимую песню с радио на кассету, а болтливый диджей все портит.
  4. Вы можете не верить, но даже формат MP3 старше их на 14 лет!
  5. The Backstreet Boys существуют дольше, чем эти детки вообще живут.
  6. Они вряд ли поймут выражение «Ты говоришь как испорченная пластинка».

11. Они никогда не слышали звука модема.

12. Поэтому им никто не говорил: «Вылезай из интернета, мне нужно поговорить по телефону!»

13. Подумать только, но даже шариковая мышка для них уже раритет.

  1. Им никогда не понять волнующего ожидания, когда скачиваешь одну песню несколько часов, надеясь, что связь не оборвется. Каждый скачанный трек был настоящим золотом!

15. У современных детей уже есть GPS, и они никогда не пытались заранее
распечатать карту на принтере.

16. Эти люди никогда не распутывали телефонный кабель, не поправляли антенну телевизора и, скорее всего, понятия не имеют, что происходит на этой картинке.

17. Они не поймут, какому Кузе вы когда-то хотели позвонить, но не могли, потому что у вас был дисковый телефон.

18. И, даже играя с другом за компьютером, они не поймут волшебное значение фразы «Давай ты ходить будешь, а я стрелять».

  1. А когда они увидят вашу коллекцию фишек, то и вовсе не будут знать, что с ними надо делать. А ведь каким трудом мы их завоевывали!
  2. А как же все наши любимые игры, когда собирался весь двор? Резиночки, классики, казаки-разбойники... О чем вы?!
  3. Загадкой для них будет и наш тетрадный интерактив: «Морской бой», «Виселица», «Балда». А мы эти каракули бережно храним, вспоминая улыбку соседа по парте.

22. Обнаружив в шкафу видеокассету с вашим любимым фильмом, они не поймут, куда ее надо вставлять. Да и зачем, если все сейчас можно найти в два клика! Но все же для нас она так и останется священной реликвией.

  1. При виде этих букв у них не начнет играть торжественная мелодия в голове:

24. Даже мультфильм «Шрек» появился за 7 лет до их появления на свет, а сериал «Друзья» закончился за 4 года до их рождения.

  1. Погодите-ка! А как же «Элен и ребята», «Твин Пикс», «Мелроуз Плейс», «Дикий ангел», «Коломбо», «Альф», «Пуаро», «Беверли-Хиллз 90210» и куча других сериалов, которые мы с удовольствием пересматривали? Упс, они даже не слышали про такие.

26. Дети постарше в основном уже читают (если читают) только электронные версии книг, и им не понять, как же круто перелистывать страницы.

  1. В это сложно поверить, но будущие школьники не застали ни одной из премьер книг о «Гарри Поттере». Последняя из них вышла в 2007 году.

28. Современные дети никогда не пробовали содержимое пакетиков Invite, Yupi и Zuko, а уж об автоматах с советской газировкой, возможно, даже не слышали.

  1. У многих весь дом до сих пор завален «Киндер-сюрпризами» и игрушками из них. Мы собирали бегемотиков, пингвинов, акул и другие ценные коллекции. И никаких тебе пазлов!

Конечно, однажды и эти дети подрастут и будут с такой же ностальгией вспоминать времена своего детства. Однако в нашей молодости было нечто особенное, что можем понять только мы. И это прекрасное чувство останется с нами на всю жизнь.

Выскажу свое мнение касательно заданного мне вопроса: узнал, что ребенок не мой, что делать?

Почему я постоянно твержу о том, что женское качество №1 — верность? Как ты считаешь, а?

Так вот, твержу я об этом, как раз для таких случаев, как сегодня, у нас, здесь и сейчас.

Женское качество №1 — верность. Самое основное, самое важное, самое самое самое самое качество женщины. Если у девушки / женщины этого качества нет — строить с ней серьезные отношения нельзя.

Для того, чтобы вот таких вот ситуаций (жестких ошибок) не было = нужно это знать. И соответственно, нужно очень грамотно (правильно) выбирать себе полового партнера (с умом к этому подходить), чтобы не дай бог не было таких вот жестких печальнейших ситуаций. Понимаешь?

Если есть хоть малейшие сомнения в женщине = не стоит с ней строить серьёзные отношения.

Серьезные отношений = это сделка. Я так это называю. Я привык смотреть на вещи практично.

В любой сделке = есть свои права и обязанности, а также предмет самой сделки.

В отношениях все то же самое. Мужчина должен и дает одно (свои роли, функции), женщина должна и дает другое (свои роли, функции), вместе (при качественно выполненных своих обязательствах) = они дополняют друг друга и становятся сильнее. Предметом же сделки — являются дети (потомство).

По нашей сегодняшней теме, женщина должна быть, как минимум, верной мужчине. Это ОСНОВА. Это база. Это первостепенная составляющая (роль, функция) женщины. Понимаешь?

Это база, это основа, это качество (верность) нужна для того, чтобы мужчина был в первую очередь уверен в том, что женщина рожает (или будет рожать) от него. Что дети будут его. Потомство его. Генетическая линия будет его. Что вкладывать ресурсы (деньги, силы, время, энергию и пр.) он будет в свою генетическую линию, а не линию соседа, любовника, одноклассника её, друга, коли, пети, васи и пр.

Вот почему, верность это первоначальные женские обязанности в сделке.

Соответственно, если у женщины нет этого качества = серьезные отношения с ней строить нельзя. Потому что у тебя не будет никаких, абсолютно никаких, гарантий и никакой уверенности ни в чем.

Если у тебя уже это произошло, ты узнал, что ребенок не твой. То, тут уже все понятно.

Твоя женщина — нарушила условия сделки (при чем сама же). То есть изменила. Родила не от тебя. А подстроила все так, чтобы ты воспитывал, вкладывал, заботился ну и т.д. и т.п.

Это как бизнес-сделка, где тебя просто кинули вот и все. Понимаешь, друг?

Тебя кинули — по самому существенному пункту вашей сделки в отношениях (это потомство). Тебя кинули по пункту, ради которого сделка (отношения) и подписываются, организовывается, понимаешь?

Это то же самое, что ты заплатишь — 100.000 баксов = за новострой: дом или квартиру и не получишь его.

Жесткое кидалово. В бизнесе (по моему примеру, предметом сделки являются новостройки), в отношениях же (предметом сделки являются дети, а не любовь-моркофь, с*кс или ещё там что-то). Твоя партнерша = не дала тебе то, что должна была дать тебе в данной сделке. Вот и все. Понимаешь?

Поэтому выход в данной ситуации только один единственный — расторгать сделку. Разводится. Уходить. Короче, обрубать с ней все связи. Никакого продолжение в таких ситуациях — быть не может.

Не ведись на все это бабское кудахтанье, мужчина не тот кто семя дал, а тот кто воспитал, настоящий мужчина должен, боятся все «АТВЕТСТВЕННОСТИ», перевелись все мужчины бла бла бла.

Вот, кстати, совет (женскому населению): никогда даже не шутите со своим мужчиной, касательно всего «такого», измен, любовников, ухажеров и прочего в таком вот духе. Это со временем может перерасти в нечто куда более серьезнее, мужчина может разочароваться в партнерше, что в последствие, может привести к разрыву отношений. Мужчина должен быть уверен в своей женщине на все 1000, 1%.

Никаких сомнений и пр. быть не должно. В целом, отношения строятся на доверии, не играй с доверием мужчины — никогда. Поверь мне на слово. А что делать мужчинам в таких ситуациях — я рассказал.

С ув, администратор.

Красивые статусы про детей - Личико нежное, черточка каждая. Носик курносый сопит. Деньги, карьера - все это не важное... Важное рядышком спит.

Котёнок вырастет котом, мышонок превратиться в мышь, и лишь для матери родной ребенок навсегда малыш!!!

Дети - это цветы жизни. Набрал букет - подари бабушке!

Спасибо, Господи, за каждый миг, В котором рядом мои дети, И я прошу, Ты их храни, Они дороже всех на свете, Лишь рядом с ними жизнь важна, Без них она гроша не стоит. Спасибо, что я не одна, И мои ангелы со мною.

Вся радость жизни умещается в улыбке ребенка!

У каждого свое представление «Чуда». Но лишь одно «чудо» способно назвать вас папа и мама…

Ребёнок - это существо, которое ты носишь в себе в течение 9 месяцев,
На руках - 3 года,
И в своём сердце - до тех пор, пока сама не умрёшь.

Наше счастье - наши дети! Лучше нету их на свете, Словно бабочки летают, Смыслом жизнь нам наполняют! Без детей не жизнь, а скука. Нет тепла и нет уюта, Нет веселья, нет огня, Продолженья нет тебя…

Дети - главная радость в жизни!!! Всё остальное приходит и уходит

Единственное, что стоит воровать - поцелуй у спящего ребенка...

Самое драгоценное сокровище - это мой любимый ребенок!!! … Всё остальное - мелочи жизни!!

Самое большое счастье в жизни – видеть улыбку своего ребенка!

Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.

Дети - это счастье, дети - это сказки
Дети - это утром заспанные глазки
Дети - это утром по паркету ножки
И у мамы на щеках теплые ладошки
Дети - это сладкий сон, волшебство повсюду
Наполняет счастьем дом - маленькое чудо!!!

Детские улыбки так милы!
Так обворожительно прекрасны!
В этом мире странном и опасном
Дети - как спасение души!

Не похож ребенок на маму не похож ребенок на папу- точная копия ангела!

Дети - это счастье! Дети - это радость!
Дети - это в жизни легкий ветерок...
Их не заработать, это не награда.
Их по благодати взрослым дарит Бог!


Растешь понемногу, - ты мамино счастье,
Ладошка к ладошке, пять пальцев в объятье,
Так вот ты какое - мамино счастье!!!

Что такое счастье? Где его купить? - Счастье?.. Нет, его не купишь! Счастье можно лишь родить!

Детки - самое светлое и чистое явление... Они приходят в наш мир, чтоб подарить тепло и нежность, море улыбок, радости и счастья!

Есть в мире цветы и цветы эти – дети не может никто заменить их на свете, они наша радость и счастье всегда, творят для нас взрослых они чудеса.

Нет никого более уверенного в искренности своей любви, чем ребенок.

Нигде, ни в каком городе мира, звёзды не светят так ярко, как в городе детства.

Что самая сладкая сладость на свете? Сахар - могла я когда-то ответить. Мёд, мармелад, пастила и щербет. Только теперь поняла я ответ. Родного ребёночка запах макушки, что остаётся на нашей подушке, пальчики нежные и ноготки, попка, коленочки и локотки.

Нет ничего прекраснее на на свете, чем с аппетитом лопающие дети.

Уложить детей спать очень просто: надо лишь дать им попить, поесть, пописать и почитать книжки, спеть колыбельную, сказать "Спокойной ночи", поцеловать, погладить спинку, животик, полежать с ними в кровати... и уснуть, нафиг, раньше их!

Счастье - это не деньги и не богатство, счастье - оно небольшое, с коротенькими ножками, писклявым голоском, громким забавным смехом и родными глазами.

Любая мать задавалась вопросом: «Как же я могу любить еще одного ребенка так же сильно, раз первый уже занимает все мое сердце?». Когда рождается второй, понимаешь, что просто сердце становится больше.

Дети - отличное прикрытие, чтоб предаваться незатейливым радостям жизни: скакать с мячом, в реке плескаться, в снежки играть, на саночках кататься… А вырастут... вся надежда на внуков!

Детьми доказано - поза сна не влияет на его качество.