Интервью для журнала СОБАКА.ru

Атомная свадьба

Event-агентство ATOM за последние пять лет своей работы прославилось свадьбами по самым креативным сценариям. Устроить свадьбу в стиле культового сериала «Игра престолов» на сцене театра? Перестроить за неделю заброшенную конюшню в шикарный банкетный зал? Жених прилетает к гостям на вертолете, а невеста выходит из зеркала? А что так можно было? Руководитель свадебного направления Алла Шеина раскрыла изнанку красивого бизнеса, рассказала о тернистом пути организатора свадеб, и поведала, за что ее недолюбливают коллеги.


Расскажи про твое первое мероприятие.


Я начала организовывать мероприятия в девять лет в школе, а потом в институте меня нанимали постановщиком студенческих весен и других различных конкурсов. Навсегда запомню первую свадьбу, организованную для подруги (это было больше 10 лет назад). Мне хотелось, чтобы была какая-то концепция, изюминка. Предложила подруге сделать аристократическую свадьбу. Конечно, я не стала выяснять, что такое аристократическая свадьба. Все ограничилось тем, что свадьба была в Добрянке в кафе «Старый город», подружки невесты покупали длинные платья на Китайском рынке, а тамадой была «Тамара Борисовна». На этом аристократия закончилась, не успев и начаться.


Как так все закрутилось, что ты взялась за это дело всерьез?


Долгое время я самостоятельно организовывала мероприятия и параллельно работала официантом, промоутером и хореографом-постановщиком. Как-то раз я увидела запись в «ВКонтакте», что, наверное, самый популярный на то время ведущий Перми Макс Белый ищет личного помощника. Я ему написала, а он мне не отвечает. Мое мнение - если ты не можешь чего-то добиться, значит, плохо стараешься, бери измором. Я звонила и писала до тех пор, пока он мне не ответил. На встрече мы быстро разговорились и вскоре начали работать.

Вместе мы проработали, в общей сложности, года два. Я тогда была у Макса всем: администратором, секретарем, организатором, помощником. Безумно благодарна ему за то, что, наверное, из всех действующих свадебщиков у меня единственной была самая жесткая школа и жизни, и жизни в event-е. Макс меня порой в такие дикие ситуации ставил. Однажды мне нужно было за несколько часов до начала свадьбы организовать всё с нуля: нанять фотографа, ведущего, видеографа и найти площадку на шестьдесят человек. Или на заброшенном пожарном подъезде организовать регистрацию, чтобы никто «лишний» об этом не узнал. Ничего, справилась. Сейчас, если все будет рушиться, у меня будет спокойствие удава, я соберу в кучу ребят и предоставлю им план Z. А еще, Макс научил меня главному правилу работы в Event - «У тебя есть только одна уважительная причина не выхода на работу - твоя смерть». Поэтому в сезон мы никогда не болеем, не впадаем в депрессию, и не имеем права на плохое настроение))


И как тебе удается каждый раз выкручиваться из форс-мажорных ситуаций?


Нет, здесь дело не в том, чтобы выкручиваться, а в том, как ты относишься к этой ситуации. Можно подойти к молодоженам, рассказать честно, что произошло, извиниться, предложить бонусы, неустойку, деньги. А можно сделать так, что тайна умрет вместе с нами)) Все мы люди, и все прекрасно понимают, что любое мероприятие не лишено человеческого фактора, от которого ты никак не уйдешь и порой не спрогнозируешь.


Как ты относишься к школам организаторов? Там как раз учат предусмотреть все непредвиденные ситуации.


Именно организаторов? - Отрицательно. Я считаю, что этому невозможно научиться и невозможно научить. Можно научить быть хорошим координатором или администратором. У организатора нет дисциплины или формул, каждая свадьба - это отдельный самостоятельно живущий организм, со своими нюансами и проблемами. Нет универсальной формулы, которая подойдет к каждой паре, тем более, что в любой момент все может пойти не по плану.

К примеру, однажды официанты наотмашь закрыли дверь холодильника так, что торт слетел с полки за пару часов до выноса. В другой раз диджей попал в аварию за тридцать минут до мероприятия. Как школа может научить тебя выкручиваться из ситуаций, которые ты не мог себе представить и в страшном сне?

В пандемию были популярны вебинары «Как прокачать свой креатив». Как?! Расскажите, как вы прокачиваете свой креатив. Я прокачиваюсь, когда ставлю себя в стрессовую ситуацию. Ни одна школа не сможет вам дать креатив, идеи и решения, ты должен сам это “пройти”. Но, я с регулярным удовольствием посещаю московские конференции, но не для знаний, а для общения с коллегами, которые «прошли» больше тебя.


Сейчас популярно такое направление как «режиссерские свадьбы». Что это такое? И делают ли их в Перми?


Если простыми словами, режиссерская свадьба – это созданный на один день мир молодоженов. Их история и сюжет должны прослеживаться в каждой детали. Режиссура может быть как и в креативной свадьбе, так и в классической.

Хоть все агентства в Перми и говорят, что делают режиссерские свадьбы, на деле никто их не делает. Намеки на режиссуру есть, но один поставленный спектакль или перформанс в начале свадьбы – не есть режиссура.

Во-первых, на режиссерские свадьбы нужен бюджет.

Во-вторых, мало какие пермские площадки позволяют провернуть мероприятие такого масштаба.

Многие думают, что я делаю только трешовые и креативные свадьбы, но я могу назвать максимум пять-шесть своих свадеб из более 350, которые были действительно режиссерскими. Более того, они были оценены коллегами из России. Но, мы стремимся увеличить процент режиссерскиъ свадеб в ближайшие годы, и в идеале довести их до 100%

Кстати, первая моя режиссерская свадьба состоялась году в 2015-16 (хотя тогда я даже не знала, что это так называется). Ее концепция - «Алиса в Зазеркалье»: приглашения были в виде игральных карт, гостей встречал Шляпник, а невеста вышла к гостям из зеркала (мы привлекли артистов театра Иллюзий В.Данилина), а лав стори - безумное ночное чаепитие.


Ты часто говоришь, что тебя недолюбливают коллеги. Почему?


Самая частая причина: если клиент приходит ко мне в офис, скорее всего он останется у меня. Я не жадная на идеи, поэтому предложу клиенту не то, что он хочет услышать от свадебного организатора. Я очень творческий человек, и если меня понесет, то меня понесет. При этом ценник у меня абсолютно такой же, как у всех.

У меня прекрасные отношения с агентствами из Питера, Москвы, Краснодара, Крыма, но с пермскими агентствами общение сводится практически на ноль. Допустим, есть площадка, сегодня у меня там свадьба, завтра у агентства N. У нас работают одни и те же стулья или одна и та же техническая группа. Почему бы не разделить бюджет? Не сделать приятное молодоженам? Но нет, у нас удавятся просто позвонить и такое предложить.


Почему у нас так происходит?


Считают, что у нас есть конкуренция, хотя это вообще не так. Для меня конкурентов нет, у меня своя ниша, своя отрасль, свои молодожены, своя целевая аудитория. У другого агентства они другие.


Кто твоя целевая аудитория?


Тот, кто хочет индивидуальности и не боится говорить о своих желаниях.

Знаешь, какую частую фразу от молодоженов я слышу у себя в офисе? «А, что так можно было?». Люди не знают, как можно, они не знают возможностей нашего рынка. Кажется, что у нас ничего нет, что все одинаковые и работают по одному и тому же сценарию. Неправда. У нас очень талантливый город. Но, порой у нас боятся выходить за рамки собственной зоны комфорта.

К примеру, для свадьбы в заброшенной конюшне клавишник группы SOFIX Марк Либерзон написал, опираясь на то описание молодоженов, которое я для него составила, сорокаминутную партию для оркестра. Этой музыки до свадьбы не существовало!

У нас в большинстве логика простая - зачем лезть из кожи вон за те же деньги, если можно сделать просто, красиво, по накатанной? Но у меня проблема в другом — мне надоело просто и красиво. Конечно, я делаю классические свадьбы, но они в любом случае всегда имеют какие-то авторские «фишешчки», да и хочется прокачать себя в креативе и как профессионала. И это развитие идет от клиента, который приходит ко мне и прямо говорит: «Я хочу прийти на свою свадьбу и ох*** от восторга».


И чем же ты берешь “своих”?


Когда ко мне приходит невеста, я не беру на себя роль исполнителя, я показываю ей, что мы с ней партнеры и можем разговаривать на равных. На первой встрече я показываю себя «во всей красе». Нет такого, что мы готовимся полгода, и я всегда такая: «Будьте так любезны, подержите мой пенсне». А в день свадьбы вдруг: «Ребят, я покурить». Таким образом я изначально вхожу в доверие к людям (а без доверия в нашей работе никак) и они знают наверняка что я за человек и что от меня можно ожидать.

У меня прекрасные знания психологии, и я быстро нахожу контакт с людьми. Мне может спокойно позвонить невеста в два часа ночи и пореветь. Последние пару лет шучу о том, что со следующего года у меня будет новый пункт в смете — «Модерация семейных конфликтов»))) Понятное дело, что я прорабатываю эти моменты с каждой парой, но после этого мне нужен свой психотерапевт (конечно же, н у меня есть=))) Опять же, это хорошо, если люди позволяют себе при мне выяснять отношения. Это значит, что я для них свой человек. А доверие - это 50% успеха любого проекта.

Наигранность и заискивание — это не про меня. Когда ко мне приходят клиенты, у меня нет задачи продать себя. Моя задача ответить на его вопросы. Что такое свадьба? Сколько стоит? Что можно сделать? На первой встрече я всегда узнаю бюджет. Нет никакого смысла влюблять человека в идею, которая стоит пять миллионов, а он пришел с бюджетом в пятьсот тысяч.


Ты на 100% уверена, что подрядчики, с которыми ты работаешь, так же ответственно, как и ты, относятся к своей работе?


Сейчас я уверена на 100%. Меня многие раньше обвиняли, что я работаю только со своими да нашими, что у меня семейные подряды. Слухов много было. Всегда говорю такую простую фразу: «Организатор фигни не посоветует». Я считаю, что второй день рождения моего агентства случился, когда я скрутила команду, с которой работаю по сей день, ведь эти люди — это мое лицо.

Свадьба и любое другое мероприятие — это цикличный процесс.

Первый цикл: подготовительный. За него ответственна только я.

Следующий цикл: само мероприятие. Здесь ответственность только на ведущем. Как бы замечательно ни выполнила свою работу я, какой бы декор ни сделали декораторы, какими моделями не были бы координаторы, если ведущий не зайдет, вся работа предыдущего цикла будет провалена.

Следующий этап: фотограф. Если фотки будут ужасными, ничего не переиграешь. И будут уже не важны ни ведущий, ни организатор. Понимаешь, о чем я? ну и так далее.

Таким образом, мы отвечаем головой не только за результат своей работы, но и друг за друга.


Твой самый страшный факап?


Однажды свадьба чуть не закончилась, не успев начаться. Невеста отказалась от моего присутствия на сборах, мотивируя это тем, что и так будет много людей, а она будет всего лишь собираться. А я по своей глупости согласилась, тем самым ситуация вышла из под контроля.

Утро не задалось у невесты с самого начала, а я об этом узнавала только через видеографа, так как она перестала выходить на связь. В итоге, невеста опоздала на собственную свадьбу более, чем на 2 часа, в это время ее ждали 80 гостей и жених, которого периодически успокаивал ведущий и приложил все усилия, чтобы жених не принял решение (которое уже несколько раз ему озвучил), что «пора закругляться и расходиться по домам».

Вывод мой в том, что после этой ситуации я поняла, насколько важно контролировать каждый, даже казалось бы малозначимый, процесс. И возвращаясь к предыдущему вопросу. Визажист, который начал портить утро невесты, был не из моей команды, более того, я его ей очень не рекомендовала. Но, видимо я, была не очень убедительна. Таких ошибок я тоже больше не совершаю))