Повесть ася образ тургеневской девушки. Образ тургеневской девушки в повести 'Ася'

Тургенев в 50-80-е годы XIX века написал несколько произведений, в которых показаны героини, подходящие под определение «тургеневская девушка». Они имеют много общего. Это девушки, детство и которых прошли где-нибудь в отдаленных имениях, где не очень чувствуется влияние столичного светского общества. Тургеневская героиня выросла среди лесов и полей, она много думает и читает, у нее богатый внутренний мир, в который она не спешит пускать посторонних. Она не очень привлекательна внешне, а молодому человеку, привыкшему к светскому блеску, может показаться и вовсе некрасивой. Несмотря на то, что круг ее знакомств ограничен, она неплохо разбирается в людях и может отличить истинное от показного. Среди окружающих ее молодых людей она безошибочно выберет того, кто готов служить благородной идее, при этом она готова идти за ним хоть на край света. Внешне она кажется слабой и нежной, но в случае необходимости проявляет очень сильный характер, решительность, целеустремленность. Герой-мужчина обычно оказывается слабее нее.

Ася, Наталья, Елена

Ася из одноименной повести поначалу кажется главному герою миловидной, но несколько неуравновешенной. Наталья Ласунская из романа «Рудин» производит невыгодное впечатление на тех, кто видит ее в первый раз, она кажется угловатой, хотя у нее чистое, правильное и выразительное лицо.

Героиня романа «Новь» Марианна кажется вообще дурнушкой, с круглым лицом, большим носом и слишком светлыми глазами. Лиза Калитина из «Дворянского гнезда» производит впечатление серьезной, очень тактичной девушки, которая старается никого не обидеть. Тургеневские девушки ждут любви, но ради нее не согласны пожертвовать идеей.

Тургеневская девушка в современном мире

Образ «тургеневской барышни» за полтора столетия очень сильно трансформировался. Подобные персонажи появлялись и в книгах других русских писателей – например, у Чехова или Булгакова. С тургеневскими героинями они имели довольно много общего. Со временем это выражение стало бытовым. Смысл его значительно изменился. Сейчас так называют романтичных, излишне чувствительных барышень, про которых можно сказать, что они не от мира сего. Это не совсем верное понимание творчества Тургенева. Его героини, конечно, в какой-то степени романтичны, но далеко не наивны. Способность глубоко чувствовать сочетается у них со способностью идти по намеченной дороге, преодолевать препятствия. Они прекрасно чувствуют себя среди книг, но книжный мир для них не заслоняет реальности.

Как и писатель, так и художник стремятся создать такой образ, который будет неповторимым, запомнится всем, кто прочтет произведение или посмотрит картину. Писатель и классик русской литературы Тургенев любил анализировать противоречивые черты в персонажах. Чаще всего это в его произведениях касалось представительниц женского пола.

Благодаря такой особенности описания своих героинь и появилось понятие «тургеневская девушка». Понятие это используется не только в качестве литературных терминов, а и в жизни. Называют так замкнутых в себе представительниц прекрасного пола, скромных, романтичных, обладающих богатым душевным миром.

Тургеневская героиня является одной из наиболее ярких представительниц подобных персонажей. Она описана писателем в повести «Ася».

Первая же встреча с героиней интригует: «Что-то особенное было в складе ее смугловатого круглого лица». Ее небольшой тонкий нос, округлые детские щеки, глаза притягивают взгляд. Она грациозна, отлично сложена.

(Кинофильм "Ася", роль героини исполнила Елена Коренева, СССР, 1978 )

Девушка обладает противоречивым характером, который сформировался благодаря строгому воспитанию матери, а затем во безмерной отцовской любви. Она была взята отцом к себе после смерти матери. И он решил сделать из нее светскую барышню. Девушка увлекается французскими любовными романами. Это тоже оставило след в ее душе, повлияло на ее мировоззрение. Ася подобна актрисе, любящей играть различные образы, играть роли, как в театре. Сегодня, например, она отличная хозяйка дома, завтра хрупкая и романтичная девушка, а потом такая сорвиголова, что в ней трудно признать тихоню.

Ее поведение иногда кажется диким и не вполне естественным, но актерски играя, Ася бесконечно искренна и естественна. Если девушка предстает перед человеком, способным ее понять и перед ним можно снять актерскую маску, в Асе можно увидеть скромное, милое и смелое существо. Девушка в этом случае не боится совершать противоречивые поступки, не принятые в современном ей обществе.

Весь трагизм Асиной жизни в том, что она является дочерью крепостной женщины и помещика. Это становится причиной странности ее поведения. Девушка воспитывалась матерью, а потому не научена себя вести в светском обществе.

(В роли господина Н.Н. Игорь Костолевский, СССР, 1978 )

Рассказывается повесть неким Н.Н. Этот человек встретил героиню произведения в Германии. Там девушка живет с братом. Ее обаятельное своеобразие пробуждает повествующем нежные чувства к девушке Ася же впервые встречается с подобным чувством.

Н. Н. показался ей необычайно интересным человеком, героем. Девушка влюбляется и как бы приобретает силу, веру в жизнь. Глубина ее любви подчеркнута контрастом меж нею и сердечными "терзаниям" немки Ганхен, вначале «огорченной», тем, что ее любимый "пошел в солдаты". А потом служанка встречает другого юношу и начинает с ним роман. Образ Ганхен как бы подчеркивает чистоту чувств Аси, их глубину и яркость. Но ее возлюбленный совершенно не таков, каким его вначале видит Ася. Н.Н. нерешителен, не умеет отвечать на ее пылкую любовь. Решительное поведение девушки отпугивает Н. Н., и он оставляет девушку. Первое чувство героини оказывается горьким, но девушка не пала духом. Она смогла преодолеть депрессию, стала взрослее, и уехала, чтобы забыть несчастливую любовь навсегда.

«Ася» о знаменовала выход писателя из депрессии, после которого он постепенно занял довольно высокое место среди литераторов, а образ Аси занял лидирующую ступеньку среди женских литературных образов.

Под термином «Тургеневская девушка»-скрывается образ пленительных, обладающих особыми качествами души героинь с драматической судьбой.
Ася «Тургеневская девушка» из повести «Ася»- девушка с необычной судьбой. Тургенев насыщает не внешний, а внутренний мир героини. Что-то особенное было в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и черными, светлыми глазами. Она была грациозна, сложена, но как бут - то не вполне еще развита. Возможно, она была не столь красива лицом, но вся красота ее внутренней светлости открывается в ее глазах.
Лицо и внешность Аси меняется вместе с ее внутренним состоянием души. Полный портрет героини, как ее внешний, так и внутренний мир раскрывается в ее поступках. Она со стаканом в руке карабкается по развалинам, то сидит над пропастью - здесь мы видим ее бесстрашной. То хохочет и шалит, положив соломенную ветку себе на плечо и повязав голову шарфом; то надевает в тот же день лучшее свое платье и является к обеду тщательно причесанной, перетянутая и в перчатках; то в стареньком платье тихо сидит за пальцем - совсем как простая русская девушка. Необычные, странные поступки – это ее психологический склад – девушка хамелеон. Она живет своим миром. Порывность - таков ее темперамент.
Ася целеустремленная, она не хочет прожить жизнь даром
«Пойти куда – нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, - продолжала она. – А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» Ася обладает детской наивностью и естественностью. Она способна к возвышенным чувствам, способна к любви и окрыленности. У нее кроткое, открытое сердце. Тургенев уделяет большое внимание в повести детстве Аси. Рассказывая о нем, он обращает внимание на ненормальные условия воспитания, что не могло не сказаться на повышенной ранимости и самолюбии.
Ася обладает искреннем сердцем, сильным духом и способностью к трудным свершениям, это доказывается ее поступком по отношению к Н.Н. Она «ломая» все предрассудки, нарушая все правила приличия, готовая на все, назначает свидание молодому человеку. Здесь и проявляется весь драматизм повести. Н.Н не готов был ответить взаимностью на чувства Аси. Он был еще слишком молод и безответственен, за что его не следует судить. Столкнувшись с неприятностями, она не упала духом и нашла в себе силы уехать и навсегда расстаться с любимым ею человеком. Все что не убило нас сегодня, делает сильнее завтра. Безответная любовь сделала Асю сильнее и взрослее.
Мы можем сделать все, но не можем вернуть время, чтоб хоть что-то исправить. Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих в каждую минуту своей жизни.

Образ тургеневской девушки в повести "Ася"

Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно-либеральной. Эти качества Тургенева – художника и психолога, появились в повести «Ася», в которой автор, в сущности, раскрывает слабые стороны характера, выработавшегося на почве дворянского либерализма. Тургенев говорил, что писал эту вещь «горячо, чуть не со слезами».

Ася - один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Героиня повести - открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. После смерти матери девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. Так же Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева. С ними ее роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге.

В образе Аси идея долга, получает своеобразный поворот. Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им. Так, наблюдая за толпой богомольцев, она замечает: “Вот бы пойти с ними”. Она понимает жизнь простых людей как подвиг: “Пойти куда-нибудь на молитву, на трудный подвиг”. Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно. Но она чувствует, как трудно достигнуть этого.

Асе никто не внушал никаких правил. Не подавляемая извне, она была цельной натурой. Но как раз благодаря этому Асю считали странной и непонятной люди ее круга. В Асе, воспитанной без всяких правил и проведшей раннее детство в крестьянской семье, совмещалось желание быть счастливой с желанием исполнять высокий долг человека. Она мечтает и о подвиге, и о соединении своей судьбы с человеком, который бы помог ей совершить его.

Ася дана в повести через восприятие господина Н.Н., от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии, где Ася живет со своим братом. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Н.Н. представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь. Асе показалось, что она встретила “необыкновенного человека”, “героя”, и она была готова подчинить его судьбе свою собственную. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им. И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как следование каким-то принятым для себя правилам, как самоотречение.

Ее избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость Аси пугает его, и Н.Н. оставляет ее. Первая любовь героини оказывается несчастной.

Нежный образ Аси навсегда остался в памяти Н., так же как образ «тургеневской» девушки, нарисованный писателем, навсегда остается в памяти читателя. Он поражает своей красотой, искренностью, чистотой. Он вдохновляет и сводит с ума, этот милый образ Аси.

Каждый писатель создает в своих произведениях неповторимые, особенные образы. Некоторые из них забываются, а другие остаются в памяти читателей надолго. И. С. Тургенев воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую литературу как «тургеневская» девушка в повести «Ася».

Поэтичный женский образ

Иван Тургенев прекрасно видел и глубоко анализировал противоречия в психологии либеральных людей, к которым причислял и себя. В повести «Ася» автор раскрывается как художник и психолог, показывая слабости дворянского либерального общества. История, рассказанная в произведении, была во многом близка самому Тургеневу, поэтому писал он «горячо, чуть не со слезами».

Главная героиня повести по имени Ася является самым поэтичным женским образом Тургенева. Она – самобытная личность: гордая, прямолинейная, пылкая. Ася удивляет «дикостью» своего нрава и необычной внешностью. Но самой сильной ее стороной является благородство души.

При этом Ася имеет не совсем «благородное» происхождение. Ее матерью была крепостная крестьянка, а отцом – богатый помещик. Она рано поняла, что находится на перекрестке разных миров. Она многое переняла у крестьян – их простоту и наивность. Но так же она уже отличалась от них образованностью, глубиной размышлений. Однако настоящей светской барышней Ася так и не стала, ей было чуждо лицемерие этого мира. Все это привело к противоречивости образа девушки.

Ася – яркий пример тургеневской девушки

Ася – яркий пример тургеневской девушки, с которыми ее сближает чистота души, честность, пылкость натуры, способность на подвиг.


Кадр из фильма

В образе главной героини своеобразно раскрыта идея долга. Ее требования к жизни кажутся одновременно простыми и великими. Из-за этого она представляется многим странной и даже неестественной. Ася считает обычную жизнь людей своего круга не интересной, потому что в ней нет места подвигу, о котором она мечтает. Деятельная, благородная жизнь – вот что ей по душе. Однажды, наблюдая за богомольцами, героиня говорит, что могла бы пойти с ними. Она прекрасно понимает, что эти люди во многом себе отказывают, но живут во имя благородной цели. Ася хочет прожить так, чтобы после себя оставить след. Но она понимает, как этого трудно достичь, поэтому ее настроение так часто меняется.

Ася не была подвластна светским правилам, потому что выросла среди крестьян. Но соприкоснувшись с новым миром, поняла, что обычная жизнь не для нее. Девушка мечтает встретить такого же человека, как она, который поможет ей совершить что-то важное.

Ася в восприятии главного героя

Образ Аси показан в повести посредством восприятия главного героя – господина Н.Н. От его имени написано произведение. Рассказчик предается воспоминаниям, когда был молод и странствовал по свету. Особенно он запомнил свой визит в Германию, где встретил Асю. На одном студенческом мероприятии герой познакомился с нею и ее братом Гагиным. Она кажется ему загадочной. Лицо наполовину прикрыто шляпкой, темные светлые глаза. Самобытность девушки пробуждает в герое любовь. Но он слишком разумен, чтобы признать это. Героине всего 17 лет, она имеет дикий нрав и сомнительное происхождение – все это не вкладывалось в стереотипы о хорошей жене в светском обществе.

Образ девушки, созданный автором для вдохновения

Ася в первый раз испытывает чувство любви к мужчине. Он ей кажется необыкновенным героем, который способен на высокие свершения.

Ася хочет понравиться господину Н.Н., но не знает, как правильно себя вести. Поэтому она ведет себя весьма странно: то резвится, как ребенок, то по-философски грустит. И все-таки героиня решает поступить просто и прямолинейно, что и свойственно ее характеру, — она признается в любви герою. Но он колеблется с ответом. Нерешительность господина Н.Н. раскрыла Асе глаза. Она осознала, что ошиблась в своем герое. Возлюбленный оказался безвольным человеком, не способным ответить на искренние чувства. Поэтому Ася не колеблется и уезжает. Ей не нужен такой нерешительный человек.

Образ первой любви, воплощенный в образе Аси, навсегда останется в памяти главного героя, как и образ тургеневской девушки навсегда запомнится читателям. Он удивителен своей внутренней красотой и силой. Тургеневская девушка была создана, чтобы вдохновлять и сводить с ума. Иван Тургенев раскрыл миру замечательный образ девушки.