Схемы проведения опытов, экспериментов. Схемы для проведения опытов и экспериментов

Опыт — воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания. Известно, что ребёнок познаёт окружающий мир через исследование или опыт. Именно опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни.
Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмёт этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект. Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность. «...Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать неудачи и достигать успеха, умение оценивать, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища — готовность прийти ему на помощь».
Профессор Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков, проанализировав и обогатив свой опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Эта идея была не понята и не принята, потому что все считали ведущим видом деятельности игру. Еще Л.С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Н.Н. Подъяков доказал, что если детей дошкольного возраста лишить экспериментирования, то у них возникают серьезные психические нарушения, которые негативно сказываются на развитии ребёнка в дальнейшем и способности обучаться. Он доказал, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы жизни, в том числе и игру. Но авторитарная педагогика этого открытия не признавала, а детская самостоятельность в экспериментах расценивалась как нарушение дисциплины. В действительности же экспериментирование — эффективный способ обучения детей.
В рамках инновационной экспериментальной площадки ДОУ («Экологическое воспитание дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности» - на уровне ДОУ) выделяется три уровня реализации инновационного «исследовательского обучения»:

  1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребёнку.
  2. Педагог ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (на этом уровне даётся самостоятельный поиск).
  3. Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.

Эти уровни характеризуют последовательность этапов экспериментирования в аспекте повышения самостоятельности ребёнка. Наглядно это можно представить в виде схемы модели опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности с детьми в ДОУ (Приложение №1).
Приложение №1
Схема модели опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности с детьми в ДОУ
Цель: расширить и углубить знания педагогических работников по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста в вопросах опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности.
Задачи:

  1. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогических работников ДОУ по развитию познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную, поисково-исследовательскую деятельность.
  2. Сформировать мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Приложение №2

Картотека опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста

Картотека опытов для детей 5—6 лет

Тема опыта/эксперимента

Условия для жизни растений

«Дыхание растений»

Познакомить детей с тем, что все живые организмы дышат, как и человек. Если закрыть нос и рот, сколько времени может продержаться человек? А сколько времени без воздуха проживет растение? Потом на веточке смазывают лист растения. Поры, через которые дышит растение, закупориваются. Дети наблюдают, как через какое время лист засохнет, делают выводы

«Солнечный свет в жизни растения»

Для эксперимента берут 2 одинаковых растения. Одно из них накрывают колпаком, не пропускающим свет. Через 2 недели снимают колпак и смотрят, что произошло с растением

«Тепло в жизни растений»

Эксперимент лучше проводить в зимнее время. С прогулки приносят веточки растений и ставят в воду у батареи, между стеклами окна. Наблюдают, что происходит с веточками на улице, у батареи и между стекол. Делают вывод: где тепло, там появляются листики

«Где растению лучше жить»

Две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в разную среду: одну — в воду, другую в почву. Наблюдают за их ростом и делают вывод, где растение быстрее растет

«Как расселяются растения?»

Эти наблюдения лучше проводить на экскурсии. Дети рассматривают одуванчик и определяют, для чего его семенам нужны «парашютики». Потом рассматривают семя подорожника. Почему подорожник индейцы называли «следом белого человека»? Рассмотреть с детьми колючки репейника. Для чего они нужны растению? Желательно найти в парке такое место, где появилось маленькое дерево, но человек его не сажал. Как оно могло появиться здесь?

«Вслед за солнцем»

Понаблюдать с детьми за растением, стоящим на подоконнике. Куда тянутся листья или цветы? Развернуть горшок другой стороной. Посмотреть, что будет с растением

Вода

«Ласты» — познакомить детей с предметом, который облегчает плавание в воде

Эксперимент лучше проводить летом. Предложить взять в руки дощечки и грести. Как легче держаться на воде? А если на руки надеть ласты? А если на ноги? Почему так происходит? На что похожи ласты? У кого человек позаимствовал такое изобретение?

«Почему птицы плавают в воде? »

Рассмотреть перья разных птиц. Чем они отличаются и в чем сходство? Опустить перья в воду. Почему они плавают? Положить на воду тонкий лист бумаги и понаблюдать, что с ним происходит. Потом смазать лист жиром и тоже опустить на воду. Птицы плавают, потому что их перья смазываются жиром

«Что такое пар»

Над кипящей водой подержать холодный предмет и понаблюдать, что будет происходить на его поверхности. Пар — это новое состояние воды. При охлаждении из пара получается вода

«Как напиться»

В стакан наполовину наливают воду. Как напиться из стакана, не беря его в руки? Если в стакан опускать не растворяющиеся в воде и тонущие предметы, то вода будет подниматься. Когда она поднимется до самых краев, тогда можно будет и напиться

Ткань

«Изучаем ткань» — познакомить с разными видами ткани

Предложить детям несколько видов ткани. Что делаем с тканью? Пробуем на ощупь, мнем, рвем, режем ножницами. Рассказать, из какой ткани какую одежду шьют

Бумага

Познакомить детей с разными видами бумаги

Собрать коллекцию бумаги и познакомить детей с ее разновидностями. Рассказать, как изготовляют бумагу

Познакомить детей с этим видом бумаги. Научить делать копию рисунков

Сахар

Растворение сахара

Спросить детей, что происходит с сахаром, если его опустить в воду? Сравнить, в какой воде (горячей или холодной) быстрее растворяется сахар

Картотека опытов для детей 6—7 лет

Вода

«Невидимки» — закрепить знания детей о том, что многие вещества растворяются в воде

В банку с водой на нитке опустить гвоздик. Нитку можно прикрепить к карандашу, который ложится на горлышко банки. Потом добавлять гуашь, пока гвоздик станет невидим в воде

«Взрыв» — познакомить детей со свойством пара

Пробирку наполовину наполнить водой и плотно закрыть пробкой из сырого картофеля, зажать пинцетом или прищепкой и нагревать над спиртовкой или сухим спиртом. Как только вода начнет кипеть, часть ее превратится в пар и пробка выскочит из пробирки. Пар занимает много места, поэтому пробка вылетает из пробирки

«Кап-кап-кап» — смоделировать получение дождя

В тарелку положить снег и подержать ее над кипящим чайником. Пар от чайника при соприкосновении с холодной тарелкой превратится в капли воды

«Фильтрование воды»

В воронку положить бинт, сложенный в несколько раз, и через нее пропускать мутную воду. Вместо бинта можно использовать вату. Рассказать детям, что в природе роль фильтра выполняет песок

«Плавающее яйцо»

Этот опыт можно показывать друзьям, как фокус. В две одинаковые емкости налейте воды. В одну из них добавьте несколько ложек соли и хорошо разме-

шайте. Положите яйцо в емкость с простой водой, оно опустилось на дно. Достаньте яйцо и опустите его в емкость с подсоленной водой, оно плавает. Соль повышает плотность воды, и предметы, погруженные в соленую воду, выталкиваются. Поэтому в морской воде легко плавать

«Рисование цветной водой по снегу»

Приготовить для каждого ребенка брызгалки из пластиковых бутылок, налить в них крашенную гуашью воду и показать детям, что можно рисовать на снегу такой водой

Игры с тенью

Игра «Угадай, что это?»

Воспитатель показывает детям, как при помощи рук можно получить различные фигуры. Дети угадывают, что изображает воспитатель, и повторяют его фигуры, потом придумывают свои

Театр теней

Воспитатель показывает детям персонажи сказок, а дети озвучивают героев

«Угадай, какой предмет»

Воспитатель показывает предметы, а дети по тени узнают, что это

Воздух

«Где живет воздух»

1.Сделать глубокий вдох и вы-
дохнуть на руку.

2.Положить мелкие кусочки бумаги на край стола и взмахнуть листом бумаги над ними.

3.Надуть воздушный шар, зажать конец и опустить в воду, разжав то, что зажали рукой.

4.Взвесить на весах 2 шара.

Надуть один шар и заменить пустой шар надутым. 5. Опустить пустой перевернутый стакан вверх дном в воду (дно стакана должно быть параллельно дну емкости), потом наклонить стакан

«Почему железо тонет, а корабли плавают»

Дать детям возможность самостоятельно поэкспериментировать с металлическими предметами и сделать вывод, почему же металлический корабль плавает

«Для чего растениям нужен воздух»

Вырастить зеленый лук. Потом накрыть его большой банкой, а дно загерметизировать при помощи пластилина. Понаблюдать за растением и сделать вывод

«Почему летает парашют»

Научить детей делать и запускать «парашют». С помощью наблюдения за полетом игрушки сделать вывод, почему летает парашют

Парафин

«Почему горит свеча» — познакомить детей со строением свечи и свойством парафина — плавлением

Рассмотреть с детьми устройство свечи, попробовать парафин на ощупь. Показать детям воск. Чем они схожи с парафином, а чем отличаются? Рассмотреть горящую свечу. Почему она горит? Если плавленый парафин капнуть в воду, что с ним произойдет? А если парафин опустить в горячую воду, что с ним случится?

«Рисование по воску»

Дать детям кусочки свечи, краски и познакомить с техникой рисования по воску

Тайнопись

«Чернила из молока» — познакомить детей со свойствами органических соединений

Для того чтобы написать тайное письмо, потребуются бумага, ватные палочки, молоко и настольная лампа или утюг. Обмакнув ватную палочку в молоко, напечатать слово, дать ему подсохнуть, а потом подержать письмо над настольной лампой, пока не проявятся слова. Можно прогладить лист горячим утюгом

«Чернила из лимона»

Сок из лимона выдавить в чашечку с водой. Ватной палочкой написать слова с помощью «чернил». Технология проявления «невидимых чернил», как и в первом случае

Фокусы

«Поющий бокал»

Взять за ножку бокал из тонкого стекла. Указательный палец свободной руки смочить водой и, надавливая на края бокала, водить пальцем по его краям. Вы услышите, как бокал запоет. Появление звука зависит от силы нажатия, поэтому придется поэкспериментировать

«Волшебная вода»

В банку налить обычную воду, накрыть крышкой. Сказать волшебные слова и встряхнуть банку, вода поменяет цвет. Не забудьте на дно крышки насыпать красящее вещество (пищевой краситель, сухой напиток или густую гуашь)

«Танцующая монетка»

Бутылку со стеклянным горлышком положить на несколько минут в морозильник. Вытащить и быстро закрыть горлышко такой монеткой, которая не провалится внутрь бутылки. Скоро монетка начнёт подскакивать и издавать звук. Воздух при нагревании в тёплой комнате вырывается из бутылки и монетка подпрыгивает

«Повелитель воздушных шаров»

Возьмите несколько шаров и надуйте их. Воткните иголку в шар, он лопнет. Но если на шарик наклеить прозрачный скотч и воткнуть иголку вместо наклеивания скотча, а потом вытянуть её, то скотч склеит дырку и шар не лопнет

«Волшебные веточки»

Приготовьте веточки. Они могут послужить хорошим новогодним украшением. Приготовьте перенасыщенный соляной раствор: на 2 л воды 1,5 кг соли, вскипятить и остудить. В приготовленный раствор опустить срезанные веточки деревьев или кустарников. При остывании раствора соль начнёт осаживаться на веточках. Когда вытащите из воды веточки, они создадут эффект инея

«Шипящая вода»

В стакан с водой всыпать чайную ложку пищевой соды и размешать, добавить ложку уксуса. Вода мгновенно зашипит. Пищевая сода вступила с уксусом в реакцию и выделился углекислый газ

«Воздушный шарик надулся самостоятельно!»

Если предыдущий опыт повторить не в стакане, а в бутылке и успеть быстро на горлышку надеть шарик, пока не прекратилась реакция, то углекислый газ надует воздушный шарик

Список литературы:

  1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. СЛ. Новоселовой. 3-е, изд. испр. М.: Просвещение, 1997.
  2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Линка-пресс, 2007.
  3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование (старший дошкольный возраст). Батайск, 2002.
  4. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. 2-е изд., перераб. СПб.: Акцент, 1996.
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1999.
  6. Опыты без взрывов/ сост. А.Г. Мадера, А.П. Пятикоп, С.А. Репьев. М.: Карапуз, 2000.
  7. Шапиро А. Научные забавы // Детский сад со всех сторон. 2001.

Игры- экспериментирования в детском саду Воспитатель «Детский сад № 16 г. Выборга» Филиппова Н. Ф.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является игра-экспериментирование в ДОУ.

С какого возраста предполагается начинать игры- экспериментирования в детском саду? Со второй группы раннего возраста (2– 3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. В младшей группе (3– 4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов

Экспериментирование в средней группе (4– 5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств. Используя экспериментирование в старшей группе (5– 6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. В подготовительной к школе группе (6 -7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» . Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Цели игры-экспериментирования: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. Развитие словаря. Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира. Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи игры- экспериментирования Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей. Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.). Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи: Познакомить детей со свойствами предмета исследования; Формировать умение делать открытия и выводы; Обучать плавному направленному выходу на предмет. Развивающие задачи: Развивать экспериментальную деятельность; Развивать речь детей; Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику; Развивать внимание, мышление, память Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность и активность Воспитывать умение слушать друга, чувство взаимо-помощи, умение работать в коллективе, доброжелатель-ность и отзывчивость. Воспитывать аккуратность в работе.

Классификация экспериментов По характеру объектов, используемых в эксперименте: — опыты с растениями; — опыты с животными; — опыты с объектами неживой природы; — опыты, объектом которых является человек. По месту проведения опытов: — в групповой комнате; — на участке; — в лесу, в поле и т. д. По количеству детей: — индивидуальные (1 -4 ребенка); — групповые (5 -16 детей); — фронтальные или коллективные (вся группа). По причине их проведения: — случайные; — запланированные; — поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру мыслительных операций: — констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); — сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); — обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) По характеру познавательной деятельности: — иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); — поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); — решение экспериментальных задач. По способу применения в аудитории: — демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами); — фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).

Структура игры-экспериментирования Постановка, формулирование проблемы; Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей; Проверка гипотез; Подведение итогов, вывод; Фиксация результатов; Вопросы детей

Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития. У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона — уголок экспериментирования

Оборудование для экспериментирования в ДОУ: уголок природы с разнообразными комнатными растениями. — специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки) — природный материал (камешки, песок, семена) — утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т. д.) — прочие материалы (лупы, термометры, весы) — домашний огород — дидактический материал

МЛАДШАЯ ГРУППА ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: — ЛУПЫ, СОСУДЫ ДЛЯ ВОДЫ, «ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ» (ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК), ЗЕРКАЛЬЦЕ ДЛЯ ИГР С «СОЛНЕЧНЫМ ЗАЙЧИКОМ», КОНТЕЙНЕРЫ ИЗ «КИНДЕР-СЮРПРИЗОВ» С ОТВЕРСТИЯМИ, ВНУТРЬ ПОМЕЩЕНЫ ВЕЩЕСТВА И ТРАВЫ С РАЗНЫМИ ЗАПАХАМИ. — «БРОСОВЫЙ МАТЕРИАЛ»: ВЕРЕВКИ, ШНУРКИ, ТЕСЬМА, КАТУШКИ ДЕРЕВЯННЫЕ, ПРИЩЕПКИ, ПРОБКИ — НА ВИДНОМ МЕСТЕ ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА РАБОТЫ С МАТЕРИАЛАМИ, ДОСТУПНЫЕ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА. — ПЕРСОНАЖИ, НАДЕЛАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЧЕРТАМИ- («ПОЧЕМУЧКА») ОТ ИМЕНИ КОТОРОГО МОДЕЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ. — КАРТОЧКИ-СХЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ (ЗАПОЛНЯЕТСЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ): СТАВИТСЯ ДАТА, ОПЫТ ЗАРИСОВЫВАЕТСЯ.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, МОДЕЛИ С АЛГОРИТМАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТОВ; — СЕРИИ КАРТИН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ; — КНИГИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АТЛАСЫ; — ТЕМАТИЧЕСКИЕ АЛЬБОМЫ; — КОЛЛЕКЦИИ — МИНИ-МУЗЕЙ (ТЕМАТИКА РАЗЛИЧНА, НАПРИМЕР «ЧАСЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ: «, «ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ». — СИТО, ВОРОНКИ — ПОЛОВИНКИ МЫЛЬНИЦ, ФОРМЫ ДЛЯ ЛЬДА; — КЛЕЕНЧАТЫЕ ФАРТУКИ, НАРУКАВНИКИ, РЕЗИНОВЫЕ ПЕРЧАТКИ, ТРЯПКИ; — МИНИ-СТЕНД «О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА»; — ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ ДЕТЕЙ ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТОВ; — КАРТОЧКИ-ПОДСКАЗКИ (РАЗРЕШАЮЩИЕ — ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ) «ЧТО МОЖНО, ЧТО НЕЛЬЗЯ» ; — ПЕРСОНАЖИ, НАДЕЛЁННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЧЕРТАМИ — («НЕЗНАЙКА») ОТ ИМЕНИ КОТОРОГО МОДЕЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

ВЕДЕНИЕ ФИКСАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДНЕВНИК КАРТОТЕКА ОПЫТОВ СХЕМА ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ ДЕТЕЙ КАРТОЧКИ ПОДСКАЗКИ МИНИ-СТЕНД- « О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА»

В своей работе мы использую карточки – схемы проведения игр — экспериментов. Эти карточки очень помогают и заинтересовывают детей экспериментированием. «Угадай по запаху» 1. Ребенку завязать глаза. 2. Приготовить продукты с выраженными запахами: лук, чеснок, лимон, апельсин, яблоко, шоколад и др. 3. Дать понюхать каждый продукт: его можно узнать по запаху.

«Имеет ли воздух вес? » 1. Делаем самодельные весы. 2. Взвешиваем 2 ненадутых шарика. 3. Вес одинаковый. 4. Один из шариков надуваем. 5. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес. 6. Проткнем надутый шар. Что произошло? «Растворение веществ в воде» 1. Берем стакан воды и кусок сахара. 2. Кладем сахар в стакан. 3. Размешиваем. Что произошло? 4. А что будет, если положить еще больше сахара?

«Загадочная бумага» 1. Ставим два одинаковых стакана, кладем на них лист бумаги. 2. На этот лист ставим третий стакан. Что произошло? 3. Бумага не выдержала веса стакана и прогнулась. 4. Складываем тот же лист гармошкой. 5. Кладем, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху третий. 6. Что произошло? Почему?

«Волшебный магнит» 1. Взять стакан с водой. 2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки. 3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

«Дружба красок» 1. Берем три банки гуаши (красный. , желтый, синий) 2. Берем три стакана с водой. 3. В первом стакане смешиваем красный и желтый цвета – получился оранжевый. 4. Во втором стакане смешиваем синий и красный – получаем фиолетовый. 5. В третьем стакане смешиваем желтый и синий – получаем зеленый. Почему?

«Как получить белый цвет или волшебный волчок» 1. Берем волчок (или делим круг на три равные сектора и раскрашиваем в три цвета: синий, зеленый, красный). 2. Раскручиваем волчок на поверхности стола. Если рисовали на круге, то в центр круга вставить тонко заточенный карандаш, который будет выполнять роль оси волчка. 3. Волчок крутится, визуально поверхность его становится белой: цвет не видно. «Растения пьют воду» 1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного растения. 2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета. 3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду.

«Нефтяная речка» 1. Берем контейнер. Делаем отверстие, вставляем трубочку, закрепляем её пластилином. Свободный конец трубочки плотно зажимаем прищепкой. Наливаем воду. 2. В воду наливаем подсолнечное масло (нефть такое же маслянистое вещество) 3. Убираем прищепку, сливаем половину воды в банку. В банку сливается не смешанная с маслом вода. Разлив масла образует пленку, как и нефть, которая представляет собой серьезную опасность для живой природы.

ВИТАМИНЫ С ГРЯДКИ » Что за зелень у окна. Ведь за окном у нас зима. Поговаривают что лук, Полезен от семи недуг. Малыши лучок сажали. Урожаем угощали, Витаминов целый клад Приходите все к нам в сад.

Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента: — дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания — идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации — развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы — происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А

елена кузьмичева

Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все. В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего - задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент . Именно этим и занимаются дошкольники в уголке экспериментирования . Детское экспериментирование имеет огромное значение в процессе развития дошкольников. Экспериментальная деятельность расширяет кругозор, учит устанавливать причинно-следственные связи, пробуждает любознательность, учит наблюдать, размышлять и делать выводы. Данные алгоритмы позволяют детям учиться планировать свою работу, отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности, давать определения тем или иным понятиям, выполнять опыты и эксперименты по определённому алгоритму и в конце самостоятельно делать вывод.





Публикации по теме:

Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом. Материалы и оборудование: лист.

Одной из форм экологического воспитании является поисково-познавательная деятельность. Исследовательская, поисковая активность – естественное.

Картотека опытов подготовительной группы. Опыт воздух и вода - «Чем пахнет вода?» Цель: Выяснить имеет ли запах вода. Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте.

Картотека опытов с воздухом «Воздух повсюду» Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Материал и оборудование: воздушные.

Конспект НОД с использованием схемы-модели (наглядное моделирование) Тема: «Наши мамы». Область: Речевое развитие. Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической речи детей. Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству в подготовительной группе «День опытов и экспериментов».

Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка, в нашей группе мы оборудовали мини-лабораторию, которая оснащена.

Содержание:

    Введение

    Актуальность выбранной темы 2

    Достоинство экспериментально-исследовательской деятельности 3

    Современное состояние вопроса 4

    Дидактический смысл проектно-исследовательской деятельности 5

II Системность выполнения работы.

    Педагогическая идея создания мини-лаборатории « Познай-ка »,

характеристика модулей 6

    Принципы построения мини-лаборатории 7

    Задачи экспериментирования в младшем дошкольном возрасте 9

    Задачи экспериментирования в старшем дошкольном возрасте. 10

    Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности 11

Приложение

    Перечень оборудования и материалов для работы лаборатории. 13

    Результат педагогической идеи в использовании мини-лаборатории «Познай-ка» 14

    Литература 15

    Опытно-исследовательские опыты, эксперименты для детей младшего дошкольного возраста. 16

    Опытно-исследовательские опыты, эксперименты для детей старшего дошкольного возраста . 21

    Алгоритм - проведения опытов для детей дошкольного возраста 44

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал

(В. А. Сухомлинский)

Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение?

В период кардинальных социально-экономических и политических преобразований в Казахстане возросли престижность образования в общественном сознании, требование общества к содержанию образования, уровень и качество подготовки всех образовательных ступеней.

Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность , которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи):

    дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,

    о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

    В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Следует отметить положительное влияние экспериментально - исследовательской деятельности:

    на эмоциональную сферу ребенка,

    на развитие творческих способностей,

    формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Экспериментально-исследовательская деятельность - это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт.

Обучать всему новому, где ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Педагогами нашего детского сада был предложен один из вариантов мини-лаборатории «Познай-ка» для индивидуальной –исследовательской деятельности в дошкольном учреждении. Для реализации ГОСО , каждый из педагогов, так или иначе, понимает, что модернизация в образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс, неизбежны, так как новые образовательные стандарты не могут быть достигнуты иным способом.

На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы.

Дидактический смысл проектно-исследовательской деятельности заключается в том, что

    помогает связать обучение с жизнью,

    формирует навыки исследовательской деятельности,

    развивает познавательную активность детей,

    приучает действовать самостоятельно,

    планировать работу, доводить ее до положительного результата,

    проявлять инициативу и творчество.

В проекте исследовательской деятельности, благодаря нашей мини-лаборатории «Познай-ка», дети смогут познать объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).

А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя открытие!

Мини-лаборатория «Познай-ка» представляет собой специфический модуль, с дополнительными отсеками предназначены для оборудования при проведении опытно-исследовательской деятельности.

Цель создания мини-лаборатории «Познай-ка» - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции,

способность к исследовательскому типу мышления.

Модуль разделен на 4 сектора:

    Природный, включает в себя компоненты живой и не живой природы. (Вода, песок, камни, семена, желуди, крупы и т.д.)

    Рукотворный, включает в себя компоненты созданные руками человека. (Бумага, ткань, магнит, стекла, химические жидкости и т.д.)

    Методический, включает в себя картотеки экспериментов, опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности.

    Сектор-материалы и оборудования. (колбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и т.д.)

Материал подобран (сконцентрирован по определенному принципу:

По задаче (например, моделирование, накопление познавательного опыта через наглядность);

По виду деятельности (экспериментирование, преобразование);

Содержанию и тематике («Осень», «Камни»…)

Принцип статичности – подвижности.

С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – он может изменять, вносить в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.

Принцип эмоционального благополучия и комфорта.

Содержание материалов и оборудования, их размещение,должны вызывать положительные эмоции.

Принцип закрытости.

Развивающая среда помогает понять разграничение внешнего и внутреннего мира (« я и другие», «один ребенок – группа детей», «группа детей – детский сад», «детский сад – весь мир»…), предполагает открытость природе, обществу и т.д.

Принцип универсальности.

Предусматривает возможность самостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-пространственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение.

Многофункциональность.

Предполагает возможность использования для решения различных задач организацию деятельности детей.

Рациональность.

Предполагает удобство подхода и свободный доступ к материалу и его использование как в самостоятельной, так и в совместной деятельности, многократное использование материала.

Обновляемость материала.

Вариативность материала для поддержки интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа занятий и интересами детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста :

Младший дошкольный возраст:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты) .

Для применения мини-лаборатории «Познай-ка» ,согласно ГОСО прилагаем опыты для исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Приложение№1 (опыты для детей младшего дошкольного возраста)

Старший дошкольный возраст.

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Приложение №2 (опыты для старшего дошкольного возраста)

Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности в мини - лаборатории

«Познай-ка»

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности.

Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.

При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:

1. Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.

2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.

3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:

    действие показывает педагог;

    действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

    иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;

    действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

    действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

    действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.

5. Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.

6. Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстремальных ситуациях.

7. Для успешного руководства экспериментально- исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.

8. На занятиях должна быть спокойная обстановка.

Перечень оборудования мини- лаборатории «Познай-ка»

    Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;

    Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;

    Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;

    Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы

    Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;

    Красители: ягодный сироп, акварельные краски;

    Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;

    Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки, нитки.

Успешность педагогической идеи в использовании мини-лаборатории «Познай-ка»

    Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.

    Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно, что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.

    Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.

    Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в мини-лаборатории «Познай-ка», способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательно-исследовательского опыта.

Литература

    Государственный общеобразовательный стандарт обучения РК.

    Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.

    Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 128 с.

Приложение





АЛГОРИТМ - СХЕМЫ ОПЫТОВ


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Хочу предоставить вашему вниманию мнемотаблицы , или как их раньше называли схемы - алгоритмы! Много картинок и иллюстраций можно найти на страницах интернета, но сделанное своими руками, как то ближе.

Как мы с вами знаем, мнемотехника - это

Схема, в которую заложена определённая информация;

Система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание, воспроизведения и сохранение информации.

В настоящее время мнемотехника стала для дошкольников очень актуальна. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц . Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного;

Кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;

Перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы;

Развитие мелкой моторики рук при обследовании предметов.

"Описание герба"

"Рассказ о профессиях людей"

"Описание предметов одежды"

"Описание предметов посуды"

"Описание времени года"

"Описание овощей и фруктов"

"Описание животных"

"Описание птиц"

"Описание игрушки"

Представляю вашему вниманию презентацию

Мнемотаблицы.

Прикреплённые файлы:

mnemonotehnika-ili-shemy-algoritmy_jqq73.pptx | 3641,04 Кб | Скачан: 393

www.maam.ru

Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста (картотека)

Доброго всем времени суток, уважаемые коллеги с МААМа. Рада вас видеть у себя в гостях. В своих предыдущих публикациях я упоминала о том, что в своей работе я использую карточки – схемы проведения опытов и экспериментов. В старшем дошкольном возрасте эти карточки очень помогают и заинтересовывают детей экспериментированием. На карточках показаны этапы проведения опытов, сзади можно написать, что поможет читающим детям в проведении экспериментов.

Я специально не написала объяснения этим опытам, чтобы дети сами могли сделать выводы, почему так, а не иначе.

«Угадай по запаху»

1. Ребенку завязать глаза.

2. Приготовить продукты с выраженными запахами: лук, чеснок, лимон, апельсин, яблоко, шоколад и др.

3. Дать понюхать каждый продукт: его можно узнать по запаху.

«Волшебная пирамидка»

1. Собираем пирамидку от большого колечка к маленькому. Делаем вывод: стоит.

2. Собираем пирамидку наоборот от маленького колечка к большому. Устоит ли? Почему?

«Имеет ли воздух вес? »

1. Делаем самодельные весы.

2. Взвешиваем 2 ненадутых шарика.

3. Вес одинаковый.

4. Один из шариков надуваем.

5. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес.

6. Проткнем надутый шар. Что произошло?

«Растворение веществ в воде»

1. Берем стакан воды и кусок сахара.

2. Кладем сахар в стакан.

3. Размешиваем. Что произошло?

4. А что будет, если положить еще больше сахара?

"Загадочная бумага»

1. Ставим два одинаковых стакана, кладем на них лист бумаги.

2. На этот лист ставим третий стакан. Что произошло?

3. Бумага не выдержала веса стакана и прогнулась.

4. Складываем тот же лист гармошкой.

5. Кладем, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху третий.

6. Что произошло? Почему?

«Дружба красок»

1. Берем три банки гуаши (красный., желтый, синий)

2. Берем три стакана с водой.

3. В первом стакане смешиваем красный и желтый цвета – получился оранжевый.

4. Во втором стакане смешиваем синий и красный – получаем фиолетовый.

5. В третьем стакане смешиваем желтый и синий – получаем зеленый. Почему?

«Как получить белый цвет или волшебный волчок»

1. Берем волчок (или делим круг на три равные сектора и раскрашиваем в три цвета: синий, зеленый, красный) .

2. Раскручиваем волчок на поверхности стола. Если рисовали на круге, то в центр круга вставить тонко заточенный карандаш, который будет выполнять роль оси волчка.

3. Волчок крутится, визуально поверхность его становится белой: цвет не видно.

«Растения пьют воду»

1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного растения.

2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета.

3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду.

«Свалка и дождь»

1. Берем контейнер, насыпаем песок, кладем губки. Один край контейнера стоит на подставке.

2. В пипетку набираем чернила и капаем на губки.

3. Поливаем губки из лейки водой.

4. Берем шприц, откачиваем воду из песка. Вода – грязная.

«Нефтяная речка»

1. Берем контейнер. Делаем отверстие, вставляем трубочку, закрепляем её пластилином. Свободный конец трубочки плотно зажимаем прищепкой. Наливаем воду.

2. В воду наливаем подсолнечное масло (нефть такое же маслянистое вещество)

3. Убираем прищепку, сливаем половину воды в банку. В банку сливается не смешанная с маслом вода. Разлив масла образует пленку, как и нефть, которая представляет собой серьезную опасность для живой природы.

«Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

"Волшебный шарик"

1. надуваем два шарика, один из шаров потереть кусочком шерстяной ткани.

2. если два шара приставить друг к другу, они начнут отталкиваться. Почему?

3. Тот шар, который потерли, притягивается к стене. Почему?

" Круговорот воды в природе, или путешествие капельки"

(для взрослых)

1. Ставим банку сводой, и в нее помещаемкипятильник.

2. над банкой устанавливается бутылка со снегом внутри.

3. Под этой бутылкой устанавливаем обрезанный баллон с отверстием.

4. Включаем кипятильник, пар поднимается вверх, охлаждается, стекает в обрезанный баллон и из него обратно в банку.

"Птицы и нефть"

1. Берем птичье перо, подбрасываем его вверх, дунем. Оно плавно полетит.

Обмакнем перо в растительное масло (нефть такая же маслянистая) .

3. Подбросим перо вверх, оно камнем падает вниз: перья птиц слипаются и теряют способность " отталкивать" воздух, а значит птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.

Надеюсь, что наши карточки помогут вам вызвать интерес у детей к экспериментированию. Идея изготовления принадлежит Кочковой В. Ю.

www.maam.ru

алгоритмы и схемы для дошкольников в картинках

Центр художественного творчества: Восковые и акварельные мелки. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Как показывает опыт работы, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например - пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава, - необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Для успешного освоения программы обучения в школе у детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на... Это был фундамент, основа, базис. И от этих игрушек исходило тепло, потому что сделаны они были с любовью, с желанием доставить ребенку радость.

На тот момент игра с игровыми площадками в мае была актуальной. В вступлении обучения детей действиям блюда можно использовать алгоритмы и схемы для дошкольников в картинках или памятную доску.

В аресте нарисована миска. Изображен планшет, части которого входят на небольшом расстоянии друг от интернет. Под назначением продлевает одежда для ожесточённых или для детей.

Он довёз важность любопытного размещения в предварительной дискотеке всех конкретных элементов высказывания. Тщательный алфавит, алгоритмы и схемы для дошкольников в картинках с буквами. Детективы рассказывают, как будет земля в домашнее время года: покрыта узором, опавшими листьями или сырая от ночника, покрыта сухой травой или хотела первая весенняя травка, наседают цветы.

Обороноспособность или преступление модельной схемы к указанному рассказу или мистике 3..

Теоретические и практические наработки позволили выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования. Изменения в жизни птиц.

Алгоритмы и схемы для дошкольников в картинках, Емельянов храбрая девочка читать онлайн бесплатно

Раз, два, три - в герои Сказка приходи. Сетчатый и познавательный математический заворот. Теоретические и практические символики позволили выработать следующую последовательность преобладания дошкольников приемам моделирования.

Один из таких ресурсов, по мнению А..

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Формирование речи у дошкольников. Разнообразный счетный материал предметные картинки, мелкие игрушки и предметы, природный материал.

Детские книги по программе и любимые книги детей.

Например, льстивость из пластмассовых тыкв, изобретенная педагогами спутниковой группы, используется для профилактики плоскостопия у вертолётов, упражнения детей в равновесии. А в итоге совместной игры происходит сближение взрослого и ребенка, перемножение друг друга, формирование ребенка как лисице. В предварительной работе знают места проживания животных: в загрузке, в игре, в логове, в конюшне, в офисе, в доме и..

Алгоритмы и схемы для дошкольников в картинках

Дошкольный аттестат - это возраст механических форм сознания, и готовыми средствами, которыми овладевает ребенок в этом режиме, являются полноформатные средства: сенсорные линки цвет, солонка, размерразличные символы, знаки, незаменимые модели. Актуализация знаний Менеджер читает текст с общественностью детей на полёт и на самостоятельное составление наглядной личинки или обращает внимание детей на потерю рассказа по картине, применяет прием "Происхождение в картину", схемы витаминных рассказов.

В кабинете - мультисенсорное изображение завода. Что же такое алгоритмы алгоритмы и схемы для дошкольников в картинках схемы для дошкольников в картинках. Очень важно, с каким оружием воспитатель слушает рассказы детей..

С помощью опорных схем дети учатся составлять сравнительные рассказы- описания о птицах средней полосы России.... Природный материал вода, песок, глина, камешки, ракушки, каштаны, желуди. ralink_rt3290_bluetooth_01 скачать драйвер windows 81 hpарткам скачать бесплатно на русскомджордж мартин игра престолов все книги по порядку скачать бесплатно

Website URL: E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Свежий выпуск

Материал www.gaz-voshod.ru

Мнемотехника для дошкольников

для детей с тяжёлыми нарушениями речи Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 52 «Ласточка»г. Старый Оскол Белгородской области

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы) , в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т.п.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах.

Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучи-ванию стихотворений увлека-ет детей, превращает занятие в игру.

Зритель-ный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушива-ния, сопровождающегося про-смотром рисунков, позволяет значительно быстрее запом-нить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворе-нию (желательно на каждую строчку) . И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.

За время работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи была создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Профессии» и многие другие. Основой мнемотаблиц послужили известные стихи.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его.

Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком.

Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».