Шов шнуровка. Стебельчатый шов - как делать с подробной инструкцией

На основе простого прямого стежка можно изобразить достаточно много декоративных швов, когда ряд прямых стежков обвивается ниткой другого цвета без прокола ткани. Сегодня вы научитесь выполнять декоративные швы «шнурочки».

Первый вариант.
1. Все последующие стежки выполняются на основе прямого шва.

1


2. Выводим нитку другого цвета из той же точки, что и первый стежок прямого шва, и проводим иглу под вторым стежком, не прокалывая канву, по направлению сверху вниз. Заводим иглу под первый стежок по направлению снизу вверх.

2


3. Продолжаем повторять предыдущие действия.

3


4. Далее заводим иглу под третий стежок, не прокалывая канву, и выводим под вторым.

4


Второй вариант.
1. Выводим иглу из той же точки, что и выводили первый стежок прямого шва. Проходим иглой под первым стежком, не прокалывая канву, по направлению сверху вниз.

5


6

2. Затем проходим иглой под вторым стежком по направлению снизу вверх. И так далее оплетаем «змейкой» весь ряд простого прямого шва.

7


Третий вариант.
1. На основе предыдущего стежка выполняется третий вариант декоративного шва. Игла вводится в точку выхода двух предыдущих нитей. Но оплетение начинается по направлению снизу вверх.

8


9


2. «Змейкой» оплетается весь отрезок шва.

10


Четвертый вариант.
1. Выводим иглу с ниткой другого цвета снизу, на некотором расстоянии от ряда прямых стежков. При этом точка вывода должна располагаться ровно посередине двух стежков ряда прямого шва. Оплетаются стежки так, как показано на фото.

11


12


2. Продолжаем прокладывать стежки, напоминающие капельки воды.

13


Пятый вариант.
1. Начинаем вышивать, как и в предыдущих вариантах. Иглу заводим за первый стежок по направлению сверху вниз.

14


15


2. Снова заводим иглу по направлению сверху вниз. Продолжаем оплетать таким образом весь отрезок.

16


Шестой вариант.
1. Вышиваем еще один ряд прямого шва немного ниже первого ряда.

17


18


2. Начинаем вышивать с первого ряда, выводим иглу, как обычно, сверху вниз.

19


3. Заводим иглу за первые стежки обоих рядов. То же самое делаем снизу вверх, оплетая два ряда.

20


4. Продолжаем оплетать ряды прямых швов, как показано на рисунке.

21


Седьмой вариант.
1. Снова работаем с двумя рядами прямых швов. Оплетаем первые стежки в каждом ряду, как показано на рисунке.

Все ручные швы по своему назначению в общем можно разделить на несколько видов:
- соединительные, которыми соединяют две части ткани вместе, к ним относят шов «вперед иголку», шов «за иголку» и шов «строчка»;

Краевые, которыми обшивают край ткани, чтобы нити не высыпались,- это петельный шов и гладьевой валик;

Декоративные, непосредственно применяющиеся для образования узора; к ним относятся и разные счетные швы, и швы, выполняющиеся по рисунку. Декоративные швы делятся на две большие группы - верхошвы и сквозные (ажурные) швы.

Каждая группа включает в себя целый ряд различных швов, которых насчитывается более ста; маскировочные, которые применяют в тех случаях, когда изделие большого размера делают из нескольких полотнищ; тогда швы, соединяющие полотнища, стараются сделать незаметными - их замаскировывают различными декоративными швами: косичкой, крестиком, восьмеркой и т. п.
Кромочный шов

Совместив срезы деталей, тонкой шелковой нитью через край прокладывают мелкие стежки, при этом делая захват двух-трех нитей кромки. После этого соединенные детали раскладывают на обе стороны и проутюживают. Чаще всего такой шов применяют тогда, когда у выкроенной детали недостает небольшого кусочка со стороны кромки.

Шов «вперед иголку»
Это самый легкий по выполнению шов: он первый, которому легко научить даже ребенка. Выполнять его можно даже без пялец. Стежки прокладывают справа налево. Расстояние между стежками делается в величину стежка. Если ткань достаточно тонкая, то можно набрать на иголку несколько стежков сразу и только тогда уже продеть ее вместе с ниткой сквозь ткань. Этот шов используется для образования сборок и для сметывания легких тканей. На основе шва «вперед иголку» выполняется несколько видов декоративных швов.

Шов «шнурок»

Он выполняется по прямой линии или по контуру рисунка в два этапа. Вначале делается шов «вперед иголку», при этом расстояние между стежками должно быть в два раза короче, чем сами стежки. Затем ниткой контрастного цвета обвиваются стежки шва, при этом игла должна быть направлена в одну и ту же сторону (например сверху вниз), а ткань не должна прихватываться

Если вам нужен двухсторонний шов, можно произвести обвив и на изнаночной стороне, но в этом случае размер стежков на лицевой и изнаночной стороне должен быть одинаковым. Таким же образом можно выполнить шов «шнурок» на двух параллельных рядах шва «вперед иголку»

Шов «велюшка»

«Велюшка» выполняется по прямой линии или по контуру рисунка так же, как и предыдущий шов, в два этапа. Разница в выполнении этих швов заключается в том, что в данном случае игла проводится под стежками в разных направлениях - то сверху вниз, то снизу вверх
Шов «цепочка»
«Цепочка» выполняется по прямой линии или по контуру рисунка таким же образом, как и предыдущие швы, но с той разницей, что игла проходит через оба ряда стежков, двигаясь наискосок.
Второй вариант шва «цепочка» выполняется приблизительно так же, как и первый, на двух параллельных рядах стежков шва «вперед иголку», но стежки, в отличие от предыдущего шва, расположены в шахматном порядке по отношению друг к другу.


Петельный шов
Иглой прокалывают ткань и на выступающий ее конец в направлении слева направо накидывают петлю, после чего выводят иглу, нить подводят к срезу и затягивают. Подоб ные стежки делают с интервалом в 0,4-0,5 см. Чаще всего петельный шов (рис. 1 е) исполь зуют для обработки открытых срезов прорезных петель. При этом стежки необходимо располагать вплотную друг к другу.

Шов «за иголку»
Лицевая сторона этого шва выглядит как и у предыдущего - стежки такие же, только они получаются несколько рельефней, а изнанка совершенно другая, так как стежок делают назад от прокола иглой и выводят иглу по изнанке впереди сделанного стежка.
Сначала делается один простой стежок, а затем иголка проводится назад до половины этого первого стежка и вперед на 3-4 нитки от него. Таким образом, если длина лицевого стежка равна трем нитям ткани, то на изнанке длина стежка будет равна девяти нитям. На лицевой стороне стежок выполняют слева направо, а на изнанке наоборот- справа налево. Между стежками на лицевой стороне остаются промежутки.

Из шкур, у этого искусства многовековая история. В разное время материалом для вышивки служили как драгоценные камни и жемчуг, бисер и бусы, монеты, блестки, ракушки, так и жилы животных, окрашенные или натуральные нити конопли, льна, шелка, хлопка, волос и шерсти. Во все времена вышивка отражала представления и художественные вкусы разных народов, показывала их мастерство и национальное своеобразие.

Перед началом вышивания сложных работ необходимо уметь правильно и быстро выполнять простые швы. Если они будут Вам даваться легко, то в дальнейшем проблем с освоением какой-либо ручной техники вышивки у Вас не возникнет. Информация взята с сайта http://avemeri.by.ru

К простейшим швам относятся контурные - «вперёд иголку», стебельчатый, тамбурный и т. п., а также петельный и «козлик», петельки с прикрепками и «узелки». Эти швы обычно выполняются во многих вышивках как вспомогательные, например: в вышивке стеблей и веточек - стебельчатый шов, в вышивке сердцевин цветов - «узелки», «козлик», тамбурный и т. д. Все они несложны, не требуют особых навыков в вышивании, но, освоив их, можно выполнить более сложные узоры. Начинающие вышивальщицы могут выполнить эти швы на кусочке ткани размером 25x30 см. Лучше, если эта ткань будет с чётким, полотняным переплетением нитей (лён с лавсаном, рогожка, суровое полотно). Можно выполнять эти швы и по канве, но обязательно в пяльцах. Для удобства выполнения швов на плотной ткани из неё выдергивают 1-2 нити для каждого шва и выполняют шов по следу выдернутых нитей (необходимое число нитей будет легко отсчитывать). Выполняя эти швы, можно хорошо потренироваться в постановке рук при вышивании, вдевании рабочей нитки в иглу, закреплении её на ткани и т. д. Для выполнения этих швов рекомендуется вышивальная игла № 2 и нитки мулине в 6 сложений.


Шов «вперёд иголку»


(рис. 1a). Представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Закрепить нитку у правого края ткани, делая стежок 5 мм (3-6 нитей ткани). После закрепления нитки иглу ввести в точку второго прокола и протащить её вместе с петелькой на изнаночную сторону. Пропустив столько же нитей, иглу выколоть на лицевую сторону и сделать второй стежок и т. д. Стежки шва и пропуски надо делать одной длины и располагать в направлении справа налево. По изнаночной стороне ткани стежки такой же длины будут располагаться между лицевыми стежками. Длина стежка может быть разной. Так в белой глади этим швом обводят контур узора, выполняя стежки длиной от 1 до 2 мм. В счётной вышивке (шов набор) стежки могут иметь длину 3-4 мм, а в узорах, полностью выполняемых этим швом, - 6-8 мм. Шов можно выполнять как по счёту нитей, так и по рисованному контуру; стежки располагать в два (рис. 1b) и более рядов.


Шов «за иголку»

(рис. 2) - непрерывный ряд стежков. Движением иглы справа налево сделать первый стежок и пропуск одной длины, например равный 4-м нитям ткани. Для выполнения второго стежка нитку уложить слева направо. Иглу ввести в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводить на лицевую сторону на 4 нити ткани левее второго стежка. Таким образом, изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого. Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводить в ту точку, где кончается предыдущий стежок. Стежки шва должны быть одной длины.

Этот шов можно выполнять с пропусками ткани между стежками (рис. 3). В направлении справа налево сделать первый стежок на ткани длиной 4 нити. На лицевую сторону иглу выкалывать левее первого стежка на 8 нитей и выполнять второй стежок длиной 4 нити в направлении слева направо. Лицевая сторона такая же, как у шва «вперёд иголку», но стежки получаются более выпуклые, рельефные. Этот способ выполнения шва применяют в белой глади для выполнения мотивов швом «россыпь», а также для выполнения контура рисованных узоров.


Стебельчатый шов

(рис. 4). Используют для вышивания контурных узоров, стебельков и веточек, обшивают мотивы узора в вышивке, которая называется «орловский спис». При выполнении кривой линии (выгнутой или вогнутой) иглу выкалывают со стороны центра круга, если рассматривать кривую линию как часть окружности. Шов образует сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Его можно выполнить в направлении слева направо, если вышивать двумя руками, и в направлении от себя, если вышивать правой рукой, а левой держать пяльцы. Сделав на ткани первый стежок от себя, иглу с ниткой вывести на середину левой стороны стежка, уложить к себе и прижать к ткани большим пальцем левой руки. Выполняя второй стежок, делать прокол в ткани выше первого стежка, а выводить иглу в середине второго стежка с левой стороны. Шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок при этом выходит вперёд наполовину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны - справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, т. к. при этом нарушится структура шва. Все стежки должны быть одной величины.


Шов «шнурок»

(рис. 5). Его выполняют в два приёма. Сначала по прямой линии или по контуру узора надо сделать стежки шва «вперёд иголку». Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. Затем иглу с ниткой (чаще другого цвета) подвести под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводить под стежки то сверху вниз, то снизу вверх, получится другой вид шва (рис. 5а).


Шов «козлик»

(рис. 6). Этим швом вышивают мелкие листочки, сердцевины цветов и т. п. Используют его и для вышивки всего узора с произвольным контуром. Ровные полоски шва используют как дополнение к большим, сложным вышивкам, а также для маскировки швов при соединении кусков ткани, Стежки нужно располагать слева направо, делая проколы в ткани попеременно по одному и другому краю полосы. Расстояние между проколами должно быть одинаковое. В середине полосы стежки перекрещиваются. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего. При выполнении шва по кривой линии (окружность в сердцевинах цветов, листья и др.) необходимо следить за тем, чтобы расстояние между проколами по краю большей окружности было длиннее расстояния между проколами, расположенными по краю меньшей окружности.


Петельный шов

(иногда называют краевым швом, т. к. им обшивают край ткани, рис. 7). Подогнуть ткань на изнаночную сторону на ширину 3-4 мм и приметать её ниткой в тон ткани. Стежки петельного шва выполнять в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложить на указательный палец левой руки и придерживать его большим пальцем. Для удобства противоположный конец ткани можно прижать к столу тяжёлым предметом. Сделав первый стежок на ткани, движением иглы к себе нитку уложить вниз, вправо и вверх от него, то есть петлей. Иглу вкалывать в ткань, отступая от первого стежка вправо, и делать стежок по изнаночной стороне в направлении сверху вниз так, чтобы петля из нитки осталась под иглой. Нитку затянуть, сделать третий стежок и так далее. Стежки шва могут быть разной длины. Если петельным швом обшивают край строчевой сетки (например, в цветной перевити), то стежки выполняют высотой 2-3 мм и оставляют между ними 2 нити ткани. В вышивках белой гладью обшивают фестоны (зубчатый край воротника), вырезы горловины и др. В этом случае стежки, плотно прилегающие друг к другу, выполняют разной высоты, располагая их по форме фестона. Петельным швом обшивают край небольших салфеток, низ передника или полотенца. В этом случае стежки выполняют толстыми цветными нитками. Высота стежка может быть от 8 до 10 мм, расстояние между ними 3-4 мм.

Стежки могут быть разной длины (рис. 7а), группироваться по 3 и более стежков (рис. 7b). Иногда край ткани обшивают дважды нитками разных цветов, например красными и синими. Сначала нитками синего цвета выполняют стежки шва высотой 8 мм с расстоянием между стежками 5 мм. Затем нитками красного цвета делают стежки высотой 4-6 мм, располагая их между стежками синего цвета.


Тамбурный шов

(рис. 8) представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, нужно следить за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нитку уложить петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводить в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани. Выкалывать иглу на 4-5 нитей ткани ниже первой петли так, чтобы петля из рабочей нитки была под иглой. Так вышивают по прямой линии, отсчитывая одинаковое число нитей ткани для каждого стежка.

Тамбурный шов можно выполнять в виде зигзагообразной полосы (рис. 8а). В этом шве стежки по изнанке и петельки по лицевой стороне будут располагаться поочерёдно то влево, то вправо от средней линии шва. Тамбурным швом вышивают полоски в других, более сложных вышивках, обшивают сердцевины крупных цветов и мотивы узора в олонецкой вышивке (олонецкий шов по письму). Этим швом можно вышивать узоры растительного характера, обшивая их по контуру и сплошь заполняя мотивы узора.


Петельки и полупетельки

Петелька «в прикреп» получится, если вышить первую петлю тамбурного шва, а вместо второй петли сделать маленький стежок, делая прокол в ткани ниже петли. Такими петельками вышивают цветы и травку в узорах белой и цветной глади. Петельки следует располагать по кругу в цветке (рис. 9) и с наклоном к стеблю в травке (рис. 9а).

Петельки можно прикреплять двумя стежками. Выполняя такие петельки (рис. 9b), рабочую нитку надо сильно не затягивать и делать сначала один, затем другой прикрепительный стежок. Ещё свободнее нужно делать петлю из рабочей нитки при выполнении 3 прикрепок: сначала среднюю, затем - крайние.

Сердцевины цветов можно вышить полупетельками (рис. 9c). Для этого иглу с ниткой следует выкалывать на лицевую сторону ткани, а рабочую нитку уложить петлёй, как в тамбурном шве, и сделать прокол в ткани, отступая от первого прокола на 5-6 мм вправо. Иглу вкалывать в середине расстояния между проколами и ниже линии проколов на 5-6 мм. Длина прикрепительного стежка зависит от расстояния между окружностью сердцевины и центром цветка и может доходить до 10 мм.


«Узелки»

Ими выполняют сердцевину цветов или половину листика в белой глади. Иногда цветок, вышитый белой гладью, обшивают по контуру «узелками». Закрепить нитку и вывести её на лицевую сторону ткани на линии контура. Левой рукой оттянуть нитку влево. Иглу надо держать в горизонтальной плоскости, направляя острый конец влево. Рабочей ниткой обвить иглу 1-2 раза в направлении от себя и придерживать нитку левой рукой до конца выполнения шва (рис. 10), Правой рукой проколоть ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность ткани. Осторожно протянуть нитку на изнаночную сторону, подтягивая к ткани получившийся «узелок» (рис. 10а) Выполняя «узелки», нужно следить за тем, чтобы игла не попадала в точку первого прокола, т. к. в этом случае «узелок» вместе с ниткой легко пройдёт на изнаночную сторону. Выкалывать иглу надо на лицевую сторону, отступая от «узелка» вправо 1,5-2 мм, а вкалывать рядом со сделанным «узелком» по кругу до тех пор пока не будет заполнена вся сердцевина цветка. В вышивках цветной гладью «узелки» выполняют цветными нитками мулине иногда в 4-6 и более сложений, а иглу обвивают 3-4 раза. Величина «узелка» зависит и от толщины иглы. Чтобы «узелок» получился аккуратный, левой рукой нужно поддёргивать нитку в то время когда правая рука протягивает её на изнаночную сторону.


Накладные сетки


Применяются для того, чтобы заполнить большую площадь вышивки.

Накладная сетка несложна в выполнении. Сначала делаются вертикальные стежки необходимой длины, затем горизонтальные. Места, где нити пересеклись, декорируются дополнительными стежками, количество стежков может быть различным.


Рассыпные швы

Представляют собой швы, расположенные произвольно, например, хорошо смотрятся стежки, выполненные шахматным порядком. Рассыпные швы являются декоративным видом вышивных швов.

ВЫШИВКА ГЛАДЬЮ

Цветная (александровская) гладь

Этой гладью с узорами растительного характера украшают бельё, блузки, скатерти и другие изделия. Иногда узор выполняют только в одном цвете. Мотивы узора вышивают двусторонней гладью без настила, швами «козлик», стебельчатым, петельками с прикрепками, «узелками».

Стежки глади располагают по форме мотива: в цветочках от края к центру (рис. 11), в листьях - к середине, в направлении жилок (рис. 11а). Крупные листья вышивают краевой гладью (рис. 12), выполняя стежки разной длины, мелкие листочки - гладью с косым направлением стежков или «козликом», травку - стебельчатым швом и петельками с прикрепками, сердцевину цветов - «узелками».

Вышивая травку, надо следить за тем, чтобы листочки-петельки располагались под углом к стеблю так, как идут жилки в листьях, а концы каждой петельки сходились в одной точке (рис. 13).

Шов «козлик» в узорах цветной глади выполняют в более сложном варианте. Последовательное его выполнение показано на рис. 14. Листочки, вышитые таким способом, приобретают более чёткие и выпуклые очертания.

Ягоды рябины, черники и другие вышивают гладью с прямым направлением стежков. Для того чтобы ягоды сохранили свою форму, нужно обшить их по контуру швом «вперёд иголку». Затем выполнить стежки глади, закрывая стежки, проложенные по контуру. Начинают вышивать ягодку от середины, стежки располагают сначала вправо от середины, затем - влево.

Иногда мотивы цветов вышивают нитками двух тонов. При этом стежки одного цвета как бы вливаются в стежки другого цвета (рис. 15). Сначала выполняют стежки первого ряда, располагая их от края к центру цветка и делая их разной длины. Этот ряд должен закрывать две трети длины лепестка. Затем выполняют стежки второго ряда, укладывая их в направлении от сердцевины цветка к краю и закрывая просветы между стежками первого ряда. Для такой вышивки рекомендуется брать нитки двух тонов одного цвета, например: светло-голубой и тёмно-голубой, жёлтый и оранжевый и т. п.


Вышивка навивкой рококо

Как известно рококо - это стилевое направление в европейском искусстве первой половины 18 века. Для этого стиля характерен уход от жизни в мир фантазии. Изысканные грациозные и причудливые орнаменты. Шов навивкой, вышов навивкой выполняют без пялец. В цветочке в форме круга с прямыми лепестками, идущими от центра круга к краю, нитку закрепить на изнаночной стороне в центре круга. Иглу с ниткой надо выкалывать на окружности, протащить нитку на лицевую сторону до конца и сделать новый прокол из центра к краю, но иглу из ткани не выкалывать (рис. 17).

Ткань с иглой нужно держать в левой руке, а правой обвивать конец иглы в направлении слева направо ниткой, идущей из ткани. Придерживая иглу с навивкой указательным и большим пальцами левой руки, правой осторожно протащить иглу с ниткой сквозь навивку. Затем уложить её к центру цветка (рис. 17а) и сделать прокол из центра к краю.

Затянув нитку, сделать новый прокол для выполнения второго лепестка. Узор перевести на готовое изделие трудно. Для его выполнения намечают место на изделии и раскладывают на нём трафаретки для выполнения цветочков в виде кружочков. Трафаретки разных диаметров можно вырезать из картона. Кружочки надо обвести белым карандашом на тёмных и простым - на светлых тканях и поставить точку в центре кружочка. Лепестки цветка надо вышивать в таком порядке: сначала располагая их по вертикали и горизонтали (по двум диаметрам), затем - между ними. В центре цветка вышить один или несколько узелков. Простым карандашом провести кривую линию для выполнения стебля. Его вышивают стебельчатым швом или швом «за иголку». Листочки вышивают петельками с прикрепками, располагая их по обе стороны стебля с наклоном к нему. Иногда листочки-петельки группируют по три в виде лапок и вышивают выходящими из одной точки. Такие лапки можно расположить с двух сторон цветка. Для вышивки нужны шерстяные или синтетические объёмные нитки разных цветов и большая с длинным ушком игла.

Изящные розочки выполненные в этой технике отличаются от ромашек тем, что лепестки располагаются не во все стороны, свернуты подобно лепесткам розы. На рисунке показана последовательность укладки стежков, количество которых зависит от размера розочки и толщины нитки.

Приобрести все необходимое для вышивки Вы можете в « ».

Материал состоит из конспекта урока, карат урока, презентации по указанной теме, технологическая карта выполнения швов, технка безопасности при работе с иглами ножницами, контроль выполнения швов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока технологии в 5 классе по теме: "Простейшие швы: «вперед иглу», «шнурок»" учителя технологии Цыганковой А. П.

МБОУ "СОШ № 35"

Цели урока:

1. Образовательные:

  • создать условия для усвоения новых знаний и формирования навыков практической самостоятельной работы;
  • ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки,
  • научить учащихся выполнять вышивку простейшими швами, используя ИКТ.

2. Развивающие:

  • развивать внимание, память, творческие способности учащихся.
  • расширять кругозор, развивать эстетический вкус и творческое мышление,
  • формировать навыки работы с иглой и ножницами.

3. Воспитательные:

  • формирование положительной мотивации к предмету,
  • формирование умений четко организовать свою практическую деятельность,
  • развитие личностных качеств: аккуратности, глазомера, терпеливости, трудолюбия.

Задачи:

  1. Изучить способ ручного шитья “Вперед иголку”;
  2. Развивать навык работы с иголкой;
  3. Развивать моторику мелких мышц рук;
  4. Формировать основы народной культуры на примере образцов вышивки с использованием швов “Вперед иголку” и «Шнурок».

Формы организации учебной деятельности : коллективная, индивидуальная, фронтальная

Оборудование: материалы и инструменты: компьютер, мультимедийный проектор, экран, выставка работ с ручной вышивкой.

Для учителя: игла, ножницы, нитки «мулине».

Для учащихся: игла, ножницы, нитки «мулине», тетрадь, ручка.

Цифровые образовательные ресурсы урока:

  1. Презентация «Простейшие швы»

Раздаточный материал: технологическая карта, таблица контроля, разновидности шва шнурок.

Методы обучения:

  1. Репродуктивный;
  2. Объяснительно-иллюстративный:
  3. Частично-поисковый
  4. Проблемного изложения
  5. Исследовательский (частично).

План урока:

  1. Организационная часть. Приветствие. Проверка отсутствующих, готовности учащихся к уроку. Побуждение учащихся к целеполаганию и формулированию темы.
  2. Изложение теоретического материала. Создание проблемной ситуации. Изучение технологии выполнения шва вперед иглу. Вводный инструктаж. Техника безопасности при ручной обработке ткани.
  3. Вводный инструктаж. Техника безопасности при ручной обработке ткани. Техника безопасной работы при ручной обработке ткани.
  4. Практическая работа «Выполнение шва шнурок». Текущий инструктаж
  5. Подведение итогов урока, анализ результатов практических работ.
  6. Инструктаж по обеспечению следующего урока.

Ход урока:

Организация урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с историей вышивки и видами простейших швов, научились закреплять нить на ткани.

Посмотрите, пожалуйста, на эти изделия. Скажите, они вам нравятся? А хотите попробовать сделать их своими руками? Эти изделия украшены вышивкой простейшими швами. Чтобы их выполнить, что необходимо сделать? Правильно. Научиться выполнять простейшие швы.

Задачи нашего урока: научиться выполнять простейшие швы: вперед иголку и шнурок.

Эти швы применяются для вышивания прямых и изогнутых линий контуров, как основа для других вышивок.

Повторение пройденного материала.

Устный опрос.

Вопросы для повторения.

  1. Перечислите инструменты и приспособления, применяемые для вышивания? Все согласны? Кто может добавить, корректировать ответ?
  2. Какие материалы используют для вышивания? Все согласны? Кто может добавить, корректировать ответ?
  3. Какие правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками и утюгом вы знаете? Все согласны? Кто может добавить, корректировать ответ?
  4. Какие способы закрепления нити на ткани существуют? Все согласны? Кто может добавить, корректировать ответ?

Изучение нового материала.

Демонстрация презентации. Слайд № 2

Шов «вперед иголку»

Этот шов представляет собой ряд стежков одинакового размера, выполненных с промежутками такой же величины. Это самый простой шов. Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм. Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку. Пропустив такое же расстояние, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т.д. Стежки располагаются в направлении справа налево. На изнанке ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками.

Стежки могут быть разного размера. В белой глади - от 1 до 2 мм, в счетной вышивке – 3 - 4 мм, а если узор полностью выполняется швом «вперед иголку», то длина стежков 6-8 мм. Швом «вперед иголку» вышивают различные узоры, как по рисованному контуру, так и по выдернутым в ткани нитям. Стежки можно располагать в два или три ряда, с промежутками. Применяя нитки различных цветов, можно найти множества интересных вариантов исполнения этого шва.

Заполним таблицу (название шва, направление, схема).

Слайды № №3, 4, 5, 6.

Практическая работа.

Одна из учениц на демонстрационной модели пробует выполнить шов вперед иголку. Остальные анализируют и оценивают (правильно-не правильно).

Приготовьте ткань, иглу с ниткой и ножницы для работы. Вставьте нить в иглу. Учащиеся выполняют шов «вперед иголку», пользуясь технологической картой и слайдом № 1. ТБ.

Заполним карту само и взаимоконтроля. Баллы получились одинаковые? Мнения сошлись? Все согласны?

Проблемная ситуация.

Посмотрите на изображения шва шнурок. Какое сходство с ранее изученным швом вы заметили? (Он выполнен на основе шва вперед иглу, только сверху перевивается другой нитью).

Попробуйте рукой в воздухе смоделировать движение иглы с нитью. (Учащиеся показывают движение: сверху вниз или чередуют сверху вниз, снизу вверх).

Спланируйте и смоделируйте порядок выполнения шва шнурок.

Что было трудно? Какое направление движения иглы с нитью вы считаете правильным? (Правильно. Оба. Получаются различные виды шва шнурок).

Слайд № 7

Прочитайте текст, найдите ошибку.

Шов «шнурок»

Шов выполняется в два приема. Слева направо по прямой линии или по контуру узора выполняют стежки шва «вперед иголку». Затем иглу с ниткой (можно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводить под стежки поочередно сверху вниз и снизу вверх, получится еще один вид шва «шнурок».

Таким швом можно украсить одежду, полотенца, скатерти и т.д.

Заполним таблицу.

Слайды №№ 8, 9, 10.

Практическая работа

Приготовьте ткань, иглу с ниткой и ножницы для работы. Вставьте нитку в иголку. Учащиеся по образцу выполняют шов «шнурок», пользуясь технологической картой и слайдом № 7. ТБ.

Карта само и взаимоконтроля.

Итог: какие задачи ставились на уроке? Выполнили?

Подведение итогов урока

Выставление оценок с комментариями по каждому этапу урока, используя карту контроля.

Информация на следующий урок . В каких изделиях, которые могут украсить нашу жизнь, можно использовать простейшие швы? (Закладки, игольницы, открытки и т. д.) На следующих уроках мы продолжим изучение простейших швов и в заключение изучения данной темы, вы будете выполнять проект (изделие), поэтому предлагаю начать с портфолио проекта (эскизы, рисунки изделия).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 города Смоленска Простейшие швы: шов вперед иглу, шнурок В ыполнила: учитель технологии высшей категории Цыганкова Алла Петровна

Шов вперёд иголку Ряд стежков и пропусков одной длины. По изнаночной стороне ткани стежки такой же длины будут располагаться между лицевыми стежками. Длина стежка может быть разной. Так в белой глади этим швом обводят контур узора, выполняя стежки длиной от 1 до 2 мм. В счётной вышивке (шов набор) стежки могут иметь длину 3-4 мм, а в узорах, полностью выполняемых этим швом, - 6-8 мм. Шов можно выполнять как по счёту нитей, так и по рисованному контуру. Стежки можно располагать в два и более рядов.

Простейшие швы Название шва Направление шва Схема шва

Простейшие швы Название шва Направление шва Схема шва Вперед иглу

Простейшие швы Название шва Направление шва Схема шва Вперед иглу Справа налево

Шов шнурок Выполняется в два приёма. Сначала по прямой линии или по контуру узора выполняют стежки шва -вперёд иголку. Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. Затем иглу с ниткой (чаще другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткани. Если иглу с ниткой подводить под стежки то сверху вниз, то снизу вверх, получится другой вид шва.

Простейшие швы Название шва Направление шва Схема шва Вперед иглу Справа налево Шнурок

Простейшие швы Название шва Направление шва Схема шва Вперед иглу Справа налево Шнурок Справа налево

Предварительный просмотр:

Закрепление нити на ткани.

1. В петельку

Закрепление нити на ткани.

1. В петельку . Если мы собираемся вышивать нитью с четным числом сложений, например в 2, 4 или 6, складываем нитки вместе, перегибаем пополам и вдеваем в ушко иглы. Протягиваем нить, чтобы на конце осталась петелька.

Иглой с нитью делаем крошечный стежок на изнанке или лице ткани, захватив 1-2 нити ткани. Протаскивая нить, продеваем иглу острием в петлю на конце нашей нити, и затягиваем петлю.

2. В одно сложение стежком шва за иголку . Делают прокол на лицевую сторону ткани, оставляя на изнаночной стороне конец нити, и, крепко его придерживая, выполняют маленький петлеобразный стежок «назад иголку»

Предварительный просмотр:

Карта пооперационного контроля к практической работе «Выполнение шва вперед иглу»

№ п/п

Технологическая операция

Самоконтроль (баллы)

Взаимоконтроль

(баллы)

Итого:

Карта пооперационного контроля к практической работе «Выполнение шва шнурок»

№ п/п

Технологическая операция

Самоконтроль (баллы)

Взаимоконтроль

(баллы)

Организация рабочего места и соблюдение техники безопасности.

Закрепление нити в начале и в конце работы.

Стежки должны быть одинаковой длины.

Пропуски должны быть одинаковой длины.

Ткань не должна быть стянута.

Итого:

Предварительный просмотр:

Техника безопасности при работе с иглами, ножницами

Иглы и булавки хранить в подушечке или игольнице, шить с наперстком.

Нельзя брать иглу и булавку в рот, вкалывать в свою одежду.

Сломанную иглу не бросать, а класть в специальную отведенную для этого коробку.

Ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке.

Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего.

Передают ножницы кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.

Предварительный просмотр:

Технология выполнения шва вперед иглу.

Выполняют по прямой или изогнутой линии движением иглы справа налево. Это ряд стежков и пропусков одной длины. Попеременно делают проколы, выводя иглу с нитью то на изнанку ткани, то на лицевую сторону ткани.

Технология выполнения шва шнурок.

Выполняют шов в два приема.

  1. Выполняют строчку шва вперед иглу. При этом расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка.
  2. Иглой с нитью (можно другого цвета) подводят под каждый стежок, не прокалывая ткань, сверху вниз.

Можно иглу с ниткой подводить чередуя: то сверху вниз под стежок, то снизу вверх под стежок, при этом получится другой рисунок шва шнурок.

Предварительный просмотр:

Класс 5 а

Учитель Цыганкова Алла Петровна

Тема урока Простейшие швы. Шов вперед иглу, шнурок.

Тип урока усвоения новых знаний (по П. И. Третьякову)

Этапы урока

Форма организации учебной деятельности

Ведущие методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Репродуктивная

Конструктивный

Творческая

Организационный момент.

2 мин.

Фронтальная

Постановка проблемы

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности. Побуждение учащихся к целеполаганию и формулированию темы.

Формулировка задач. Организация рабочего места.

  1. Основная часть.
    Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.

3 мин.

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный

Выявление знаний учеников посредством фронтального опроса. Актуализация знаний.

Активизация внимания и имеющихся знаний. Ответы на вопросы.

2. Объяснение нового материала.
3 мин.

Фронтальная

Объяснительно-иллюстративный

Сообщает новые сведения, используя ИКТ, комментирует слайды. Задает вопросы.
Диктует основные понятия.
Демонстрирует образцы вышивки.

Знакомятся с видами швов, техникой выполнения с помощью ИКТ. Отвечают на вопросы.

  1. Вводный инструктаж. ТБ.

Практическая работа «Выполнение шва вперед иглу». Текущий инструктаж.
10 мин.

Индивидуальная, групповая (парная)

Частично-поисковый

Учитель предлагает проблемную ситуацию: самим попробовать выполнить шов (самый смелый). Комментирует действия учащихся, корректирует ошибки.

Демонстрирует презентацию, слайды №№ 2, 3, 4, 5, 6.

Организует самостоятельную практическую работу.

Выполнение упражнения на демонстрационной модели одной из учениц.

Остальные фиксирую этапы, трудности, ошибки.

Выполняют самостоятельно шов вперед иголку. Самоконтроль и взаимоконтроль.

5. Изучение технологии выполнения шва шнурок. Вводный инструктаж.

3 мин.

Фронтальная, групповая (парная), индивидуальная

Частично-поисковый

Создает проблемную ситуацию по правилам и последовательности выполнения вышивки посредством ИКТ и технологической карты. Первичный контроль и коррекция усвоения знаний по слайду № 7.

Слайды №№ 8 , 9, 10.

Выдвигают гипотезу по технологии выполнения шва шнурок.

Проверяют гипотезу.

Редактируют текст с ошибочным выполнением шва.

6. Практическая работа «Выполнение шва шнурок». Текущий инструктаж. ТБ.
15 мин.

Индивидуальная, парная

Частично-поисковый

Учитель комментирует действия учащихся, корректирует ошибки.

Выполняют самостоятельно шов шнурок.

Само и взаимоконтроль.

Заключительная часть.
Подведение итогов урока, анализ результатов практических работ .
2 мин.

Фронтальная, индивидуальная

Элементы исследовательского метода. (Самооценка).

Если было: создает условия для запоминания и осознания понятий, изученных на уроке.
Выявляет затруднения в ходе практической работы. Дает анализ успешности учебной деятельности учеников. Выявляет типичные ошибки и пути их устранения.

Сообщает перспективы работы (проект)

Отвечают на вопросы учителя, комментируют технику выполнения и затруднения в работе. Дают оценку своей деятельности.

2. Выставление оценок.
2 мин.

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный

Оценка качества учебной деятельности учащихся.

3. Инструктаж на следующий урок

Фронтальная

Дает инструктаж по обеспечению учебного занятия (принести ткань, нитки, иглу, ножницы).

Запись в дневник, постановка цели по его содержанию.