Система логопедических занятий по формированию лексико-грамматических компонентов речи. Конспекты занятий с учащимися-логопатами по формированию лексико-грамматических категорий Логопед занятия по лексико грамматич категорий

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка в старшей группе.

Тема «В гостях у Машеньки и медведя»

Образовательные:

  • закрепить названия детенышей животных,
  • учить отвечать полным предложением.

Коррекционные:

  • закрепить образование притяжательных и относительных прилагательных;
  • правильное употребление в речи приставочных глаголов и падежных конструкций;
  • закрепить умение производить звуковой анализ и синтез слов.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к речевой деятельности,
  • умение выслушивать других детей, не перебивая.

Оборудование: домик, корзинка, карточки «пирожки», картинки с детенышами, пирог с фруктами и ягодами, маска медведя и Машеньки.

Ход занятия:

1. Огр. Момент.

(на фланелеграфе картинки – лес, ягоды, грибы, короб)

Дети, вы хотите попасть в сказку? Кто догадался, их какой сказки эти предметы? (Правильно, «Маша и медведь»)

Кто же нам поможет попасть в сказку? (логопед обращается к девочке) Назови свое имя – Даша.

Попробуйте первый звук заменить на «М», какое имя получиться? (Маша)

Вот и появилась главная героиня сказки – Машенька (одевает платок на голову и передничек)

2. Игра «Подружки»

Ребята, а куда отправилась Маша? (в лес)

С кем она пошла? (с подружками) Что взяла с собой Маша? (корзинку)

Пока собирала Маша ягоды, ушли подружки далеко-далеко. Стала Маша звать подружек.

Я буду называть начало слова, а вы добавляйте слог «ЛЯ» (О-ЛЯ,У-ЛЯ,А-ЛЯ, ПО-ЛЯ, МИ-ЛЯ, ГА-ЛЯ)

3. Психогимнастика

Вышла Маша на полянку и увидела, как веселятся зайчата (дети иммитируют животных), пробежала лисичка, появился серый волк, прошел косолапый мишка.

4. Игра «Мама и детеныши»

А на другой полянке гуляли мамы и их детеныши. Назовите маму и её детенышей (НА ПОЛЯНЕ ГУЛЯЕТ ЛИСА С ЛИСЯТАМИ И Т.Д.)

5. Игра «Чей хвост? Чьи ушки?»

Увитдели звери Машеньку, испугались, спрятались кто куда: кто за дерево, кто за куст, кто за пенек, только ушки и хвостики выглядывают.

Чей хвост, чьи ушки увидела Машенька? (за пеньком Маша увидела заячьи ушки и заячий хвостик и т.д.)

6. Игра «Стукни как я»

Убежали звери. Тихо в лесу стало, только слышен как кто то стучит. Кто же может в лесу стучать? (дятел)

Попробуйте отхлопать песенку дятла. (/ //, /// /, /// //, /// ///)

7. Образование приставочных глаголов и относительных прилагательных.

К избушке Маша что сделала? (подошла)
Вокруг избушки? (обошла)
В избушку? (зашла)
Из избушки? (вышла)

Посмотрела вокруг — нет никого. Стала Маша думать – как же встретить приветливо хозяина? (испекла Маша пирожки) Да все с разной начинкой. Расскажите какие получились пирожки?

(с малиной – малиновый пирог, с фасолью, с тыквой, с клюквой, с клубникой)

8. Игра «Собери словечко»

Тут на запах и мишенька пришел (ребенок в маске). «Отпущу я тебя к дедушке и к бабушке и гостинцев еще дам»

В корзинку можно положить только те пирожки, на которых слово отгадать сможете. Вставьте один звук вместо точки: КО-, СО-, ДО-, Б-К, ТО-, С-М.

9. Игра «Найди Машин домик» — звуковой синтез слов

Пришла Маша в деревню, а дом свой найти не может. Помогите ей ребята!

(у каждого ребенка лист с двумя домиками — на первом домике цифры – 2134, а ан втором – 3454, а между домами пронумерованы буквы:

И С М А Ш
1 2 3 4 5

10. Итог занятия.

Гришина Лариса Анатольевна,
учитель-логопед,
г. Ижевск

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей старшей группы, имеющих общее недоразвитие 3 уровня.

Нестеренко Ирина Анатольевна , учитель – логопед КГОКУ «Камчатская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: формирование лексико – грамматической стороны речи на основе лексической темы «Мебель».

Задачи:

Образовательные:

Актуализировать и активизировать предметный словарь по теме «Мебель»;

Закрепить знания о предметах, относящихся к мебели (названия, отдельные части) и само обобщающее слово «мебель»;

Совершенствовать грамматический строй речи: закреплять предложно – падежные конструкции; закреплять окончания существительных родительного падежа единственного и множественного числа; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать прилагательные от имен существительных; согласовывать числительные с существительными.

Коррекционно – развивающие:

Развивать мелкую моторику;

Развивать фонематический слух;

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память;

Развивать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать умение вслушиваться в свою речь и в речь окружающих;

Воспитывать интерес к занятиям, положительный эмоциональный отклик на занятие.

Словарный материал:

активный : - предметный - мебель, стол, стул, диван, кресло, шкаф, кровать, ножки, спинка, сиденье, крышка, дверцы, ручки, подлокотники;

-признаков - мебельный, письменный, обеденный, кухонный, платяной, книжный, навесной, деревянная, стеклянный;

-глагольный - сидеть, лежать, спать;

пассивный: шифоньер.

Предварительная работа:

Экскурсия в мебельный магазин.

Оборудование: предметные картинки для выполнения самомассажа лица; предметные картинки с изображением мебели, кукольная мебель; игрушка – солнце; наборное полотно; лото; мяч; макет комнаты.

Ход занятия.

1. Организационный момент . Самомассаж лица.

Логопед: «К нам в гости заглянуло солнышко, которое хочет с вами поиграть». На наборном полотне логопед выставляет картинки с изображением солнца с разными движениями, сопровождая текстом, дети выполняют в соответствии с ним определенные движения.

«- Солнышко проснулось, лобика коснулось, лучиками провело и погладило. - Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось, лучиками провело и погладило.

Солнышко проснулось, подбородка коснулось, лучиками провело и погладило.

Солнышко проснулось, носика коснулось, лучиками провело и погладило».

Логопед: «Солнышку понравилось, как вы с ним поиграли. Оно улыбается. И вы улыбнитесь друг другу».

2. Основная часть.

а) Игра « Четвертый лишний».

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть карточки, которые находятся перед каждым ребенком, назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

На карточках изображены:

Яблоко, груша, банан, стол. Собака, кошка, лошадь, стул.

Платье, юбка, брюки, диван. Капуста, морковка, лук, кресло.

Корова, свинья, лошадь, кровать.

Логопед просит вспомнить и назвать предметы, которые оказались лишними.

Логопед: «Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Мебель) Сегодня мы с вами будем говорить о мебели».

б) Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: «Наше солнышко принесло «Волшебный» мешочек, в котором лежит кукольная мебель. Каждый из вас должен, не заглядывая в него, на ощупь, найти и достать тот предмет мебели, который был лишним у него на карточке».

Логопед: «Лена, назови свой предмет». (Это стул). Что есть у стула? (У стула есть: спинка, сиденье, ножки.) Для чего нужен стул? (Стул нужен для того, чтобы сидеть).

(Такими же полными предложениями должны отвечать остальные дети, говоря о своем предмете).

в) Игра в лото «Что из чего сделано?»

Детям раздаются карточки лото с изображением предметов мебели. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: «Стол из стекла». Дети ищут изображение на карточках. Тот, у кого на карточке есть этот предмет, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т.е. ответить на вопрос «Какой?» Ответы детей: «Стеклянный стол, деревянный шкаф, кожаный диван, железный стул и т.п.»

г) Динамическая пауза. «Назови ласково» (с мячом).

У меня шкаф, а у тебя? (Шкафчик.) У меня стул, а у тебя? (Стульчик.)

У меня диван, а у тебя? (Диванчик.) У меня кресло, а у тебя? (Креслице.)

У меня стол, а у тебя? (Столик.) и т. д.

д) Игра «Какие бывают столы и шкафы?».

Логопед: «Как называется стол, за которым пишут, какой? (Письменный.) Как называется стол, за которым обедают? (Обеденный.) Как называется стол, на котором лежат журналы, газеты? (Журнальный.) Как называется стол, на котором готовят пищу? (Кухонный.) Как называется шкаф, в котором хранят одежду? (Платяной.) Как называется шкаф, в котором хранят книги? (Книжный.) Как называется шкаф, который висит на стене? (Навесной.)

е) Игра «Два и пять».

Логопед: «Солнышко хочет с вами еще поиграть». Раздает детям карточки с изображением двух и пяти предметов мебели: два стула, пять стульев; два дивана, пять диванов (столы, кровати, кресла). Затем называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным.

ж) Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате».

Логопед выставляет на наборное полотно картинку, изображающую комнату. Задает вопросы о расположении в ней различных предметов мебели и просит детей в ответах использовать слова: справа, слева, спереди, позади, между. Затем дети расставляют игрушечную мебель на макете так же, как на изображении. При этом комментируют свои действия: «Поставлю стул слева от стола» и т.д.

3. Итог занятия.

Логопед: «О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Попрощайтесь с солнышком, оно к нам в гости еще раз обязательно заглянет».

Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития

Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.

Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.

Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.

На первом этапе логопед работает над словарем, уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей. Слова, которые подбирает логопед, должны быть понятны детям и удобны для произнесения. Это могут быть имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы. Вначале отрабатываются наиболее легкие слова по своей структуре: двусложные с открытыми повторяющимися слогами, такие, как мама, папа, баба, Тата; затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге, например: Паша, Вова, Оля, Катя, вата и т. д., потом односложные слова типа: дом, мяч, дай, пей и т. д. Постепенно структура слова усложняется, отрабатываются трехсложные с прямыми, открытыми слогами (машина, собака, синяя и др.) и двусложные со стечением согласных (кошка, ложка, мишка, кукла, большой, сидят, едят и т. д.). Как только у ребенка появится даже самый незначительный словарный запас, логопед может начинать работу над фразой. Вначале это будет простое двусоставное предложение типа: Это мама. Вот мама. Мама сидит. Моя мама; затем предложение с обращением: Тетя, дай мяч; с указательным местоимением: Это маленький мяч. Это большой мяч; распространенное с прямым дополнением: Лена везет мишку и т. д.

Работая над фразой на данном этапе, логопеду нет необходимости ставить целью системный подход к грамматическому оформлению, но нужно уделить большое внимание формированию понимания грамматических форм.

Если ребенок усвоил фразу, пользуется ею, можно включить ее в диалог. Для этого логопед подбирает игры с речевым сопровождением, дает различные задания, на которых можно проверить, правильно ли ребенок понял фразу и умеет ли ее использовать в речи. Отработанный речевой материал хорошо бы использовать при драматизации русских народных сказок.



Первое знакомство логопеда с детьми лучше провести в игровой комнате, да и первые занятия тоже. Темой занятий могут быть игрушки. В различных игровых ситуациях, которые мы приведем ниже, логопед может выяснить, знает ли ребенок игрушки, в которые играет, умеет ли с ними обращаться, называет ли их и т. д.

Логопед приглашает детей в кабинет и показывает им игрушки. Учит играть с ними. Объясняет, что после игры все нужно ставить на место. Затем разрешает поиграть детям самостоятельно.

Какая тебе игрушка нравится?

Цель. Активизировать словарь по теме «Игрушки». Воспитание зрительной памяти.

Оборудование. На столе у логопеда игрушки: куклы, мишки, машины, зайцы, мячи.

Ход игры.

Дети стоят вокруг стола. Логопед предлагает им рассмотреть игрушки и назвать ту, которая больше понравилась. Допускаются ответы в одно слово, даже с искаженной структурой.

Логопед разрешает детям взять игрушку, но при этом им необходимо запомнить ее место, поиграть и поставить точно туда, откуда они ее взяли.

Назови игрушку

Цель. Активизировать словарь по теме «Игрушки». Обучение употреблению формы родительного падежа имен существительных. Воспитание зрительной памяти.

Оборудование. Игрушки те же, что и на предыдущем занятии, к ним добавляют две новые. Картинки, изображающие игрушки.

Ход игры.

Дети садятся вокруг стола логопеда. Логопед предлагает запомнить им игрушки, лежащие на столе. Затем логопед предлагает детям отвернуться или зажмурить глаза и подкладывает новую игрушку. Дети поворачиваются по команде к столу и отвечают на вопрос: «Посмотри внимательно и скажи, что изменилось».



Игра повторяется снова, только теперь логопед убирает со стола любую игрушку, а дети должны ответить: «Посмотри внимательно и скажи, какой игрушки нет».

При ответе детей логопед следит за правильным окончанием имен существительных в родительном падеже.

Такую же игру можно провести, используя картинки.

«Послушная Катя»

Цель. Активизация глагольного словаря, упражнение в составлении простого предложения.

Оборудование. Кукла, мишка, заяц.

Логопед. Наша кукла Катя послушная. Она будет делать все, что я ей скажу. Катя, сиди. Что делает Катя? (Сидит.) Скажем все про Катю: Катя сидит.

Дети повторяют за логопедом. Затем им раздают игрушки. Дети поочередно дают команду своей игрушке, например: «Миша, сиди», «Зайка, сиди», «Ляля, сиди» и т. д.

Следующий этап работы - ответы на вопросы:

Что делает Миша? (Миша сидит.) Что делает Ляля? (Ляля сидит.) Что делает зайка? (Зайка сидит.)

На следующем занятии с помощью этой же игры можно отработать тему «Употребление глаголов в повелительном наклонении». Количество игрушек, в данном случае кукол, должно быть по количеству детей, присутствующих на занятии.

Логопед, обращаясь к детям, говорит: «Мою куклу зовут Катя. Как зовут твою куклу?» (Обращается к одному из детей.) Ребенок отвечает.

Моя Катя послушная, - говорит логопед и дает команду кукле: «Катя, иди».

Затем логопед предлагает детям поучить ходить своих кукол. Каждый ребенок сначала вместе с логопедом, а потом самостоятельно говорит своей кукле: «Тата, иди», «Вова, иди» и т. д.

А теперь поучим кукол сидеть, - говорит логопед и обращается к кукле: «Катя, сиди». То же самое он предлагает сделать детям. Они самостоятельно дают своим куклам команды: Тата, сиди; Вова, сиди и т. д.

«Семья»

Приблизительный пассивный и активный словарь по теме «Семья». Мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сидит, стоит, спит, рисует, шьет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеется, помогает, пришел, ушел, большой, маленький, старый, ласковый, любимый.

Цель. Расширение пассивного и активного словаря. Обучение построению простого нераспространенного предложения.

Оборудование. Сюжетная картинка, изображающая семью; кукла Катя.

Ход занятия.

Логопед знакомит детей с куклой Катей, говорит, что у Кати есть своя семья. Рассматривается сюжетная картинка.

Логопед. Это Катина семья. Вот папа, мама, дочка Катя, бабушка, дедушка, сын Коля. Посмотрите внимательно на картинку еще раз и покажите, где мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка.

Логопед предлагает детям дать имя мальчику (сыну) и девочке (дочке), а также ответить на вопросы: кто это? Где папа, где мама?

«Твоя семья»

Цель. Активизация словаря по теме «Семья».

Логопед предлагает детям рассказать, кто у них есть в семье. Если ребенок затрудняется, то логопед может задать ему вопрос: «У тебя есть брат, бабушка, дедушка?»

Затем можно выяснить, знают ли дети, как зовут их маму, папу, бабушку и т. д.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР
Тема: « Домашние животные»

логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск

Образовательные:

Закреплять представления детей о домашних животных;

Дать детям представление о том, где живут домашние животные, какую пользу они приносят человеку, чем питаются, кто какие звуки издает и как за ними ухаживать.

Коррекционно-развивающие:

Формировать навык словообразования;

Корригировать и развивать связную речь детей;

Пополнять активный и пассивный словарный запас детей.

Воспитательные:

Формировать любовь к домашним животным и желание ухаживать за ними.

Оборудование

Домашние животные (картинки, муляжи, разрезные картинки)

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Актуализация и проверка знаний, имеющихся у детей по теме «Домашние животные».

К нам пришли гости, отгадайте, кто они?

1. Му-му-му!

Молока кому (корова)

2. Мягкие лапки,

На лапках царапки. (кошка)

3. Гладишь-ласкается,

Дразнишь-кусается. (собака)

4. У кого хвост и грива (лошадь)

5. Дает молоко нам, хотя не корова,

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

6. Толстовата, неуклюжа,

Любит грязь и любит лужи,

Любит спать и любит хрюкать,

Пятачком в грязи похлюпать?

7. С людьми животное живёт.

Его стригут два раза в год.

Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись,

В одежде шерстяной согрелись.

В отаре на лугу пасётся.

Как то животное зовётся?

(Овечка) .

(Отгадки выставляются на магнитную доску)

3. Изучение нового материала.

а) Работа над речевым материалом.

В:-Догадались, кто у нас в гостях?

В:-Как их можно назвать одним словом?

Дети: Домашние животные.

В:Домашние животные живут рядом с человеком и приносят большую пользу. Корова нам дает молоко, кефир, масло, сметану, творог, ряженку. Коза нам дает молоко, шерсть. Овечка нам дает шерсть, из которой прядут нитки. Из ниток вяжут носки, варежки, свитера и делают шерстяные ткани. Лошади помогают человеку перевозить грузы. Собака охраняет дом, кошка ловит мышей. Человек кормит и ухаживает за животными, строит жилище для них.

б) Игра «Кто где живет? »

На магнитной доске изображения домов различных животных, картинки с изображениями животных. Подбираем домик для каждого животного. Дети выходят по очереди к доске, подбирают домик для животного, ставят напротив животного и проговаривают:

Корова живет в коровнике.

Собака живет в будке.

Кошка живет в доме.

Овцы и козы живут в хлеву.

Лошадь живет в конюшне.

Физминутка

«Цок-цок-цок! »-лошадка скачет,

«Цок-цок-цок»-копытом бьет.

«Цок-цок-цок»-тележку тащит,

На тележке нас везет. Дети скачут, как лошадки на месте.

Останавливаются и ударяют носком ноги по полу.

Снова скачут на месте.

Приседают на корточки и встают.

4. Закрепление изученного материала

а) Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.

В:-Собака охраняет дом.

Д:-Кошка ловит … .(мышей)

Д:-Коза дает …. (молоко и шерсть)

Д:-Овца дает … .(шерсть и мясо)

Д:-Лошадь помогает перевозить… .(грузы)

Д:-Корова дает …. (молоко)

Д:-Свинья дает… .(мясо)

В:-Корова мычит-«му-у-у»

Д:-Свинья…. (хрюкает –«хрю-хрю»)

Д:-Собака …. (лает-«гав-гав»)

Д:-Кошка (мяукает-«мяу-мяу»)

Д:-Коза …. (мекает-«ме-ме-ме»)

Д:-Овца… .(блеет-«бе-е-е»)

Д:-Лошадь…. (ржет-«иго-го-го»)

в) Игра «Кто что ест»

В:-Хищные домашние животные едят мясо, рыбу, кости, сметану, молоко, кашу и т. д. Кошка и собака относятся к хищным животным.

Д:-Собака ест …. (кашу, мясо, кости)

Д:-Кошка ест …. (рыбу, молоко, мясо, мышей, сметану)

В:-Травоядные животные едят траву, сено.

Д:-Корова ест…. (траву, сено)

Д:-Лошадь ест … .(траву и сено)

Д:-Коза любит … .(капусту, траву)

Д:-Овца любит … .(траву, сено)

г) Развитие мелкой моторики (работа в тетради на стр. 5)

В:-Что вы видите на картинке?

Д:-Молоко, блюдце и косточку.

В:-Как вы думаете, для кого из домашних животных приготовлено это угощение?

Д:-Молоко-для кошки, а косточка –для собаки.

В:Обведите простым карандашом косточку, коробку с молоком и блюдце, а потом раскрасьте кружку и кружочки на коробке так, как вам хочется,

Физминутка «Котик»

Вот какой коташка, (идут «кошачьим шагом»)

Круглая мордашка, (гладят лицо)

А на каждой лапке (изображают когти)

Коготки царапки.

Все ему игрушки- (прыжки на месте)

Кубик и катушка.

Котик, словно мячик, (прыгают на месте)

По квартире скачет. (О. Высотская)

д) Развитие навыка связной устной речи.

Воспитатель читает рассказ «Спор животных».

Вопросы к тексту:

Кто стал спорить?

О чем спорили домашние животные?

Что сказал конь?

Что сказала корова?

Что сказала собачка?

Что сказала овца?

А что сказал человек? Ответы детей подкрепляются зачитыванием соответствующей фразы.

е) Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

Дети выхлопывают слоговые структуры слов: ко-ро-ва, ло-шадь, ко-за, со-ба-ка, кош-ка, ов-ца и т. д.

ж) Составление домашних животных из разрезных картинок.

Собрать домашнее животное, назвать его, составить предложения по плану.

Какие части тела у него есть?

Домашнее или дикое животное?

Как называется его дом?

Чем питается?

Какую пользу приносит?

5. Подведение итогов.

Какую тему изучали на уроке?

Почему их назвали «домашними животными»?

Каких домашних животных вы знаете?

Какую пользу они приносят человеку?

Тема: «Предметы посуды».

Цели занятия: 1. Активизация, закрепление лексического материала по теме «Посуда»; обогащение словарного запаса детей за счет новых слов и речевых выражений.

2. Упражнения на узнавание предмета по его описанию.

3. Развитие навыков звукового анализа слов.

4. Развитие вербальной памяти.

5. Формирование навыков грамматически правильной диалогической речи.

Оборудование: предметные картинки по теме, наборы детской посуды.

Ход занятия:

1. Организационная часть. Сообщение темы занятия. Вопросы- задания: назвать место в квартире, в детском саду, где хранится посуда, сказать, где она размещается (шкаф, буфет, полки и т.д.).

2. Упражнение на узнавание предмета по его описанию. Отгадывание загадок о предметах посуды:

Толстый, пузатый, сопит, шипит, а все потому, что вода в нем кипит.

(Чайник, в котором кипит вода).

Из горячего колодца через нос водица льется.

(Чайник).

Логопед: -А если льется кофе, то это уже не чайник, а….

Шеренга молодцов стеклянных на полке выстроилась в ряд.

В них молоко, кефир и сливки, фруктовый сок и лимонад.

(Бутылки).

Деревянная темница, а в ней хлеб хранится.

(Хлебница).

Круглая, как блин, а сбоку- ручка длинная.

(Сковорода).

Примечание: на демонстрационной доске помещаются картинки с изображением предметов посуды, о которых говорится в загадках, и «лишних» предметов-
кастрюля, тарелка, сахарница и т.д.

3. Чтение и разбор рассказа по теме «Предметы посуды»: «Как Вася один дома остался».

Логопед: Сейчас я прочитаю вам отрывок из рассказа о том, как мальчик Вася один дома остался.

Было это в субботу, случилось так, что папа и мама у Васи в этот день работали. Мама у Васи- врач, и у нее в этот день было дежурство в больнице. А папа- строитель. И он в этот день тоже работал: строители новый дом строить заканчивали. И Вася один дома остался. Он уже не совсем маленький- скоро в школу ему идти, в первый класс. Пора и к самостоятельности приучаться.

Встал наш Вася утром. Как полагается, зарядку сделал, умылся, зубы почистил, оделся. А после зарядки Васе сразу захотелось есть, и он отправился на кухню. Тут и случилась с ним неприятная история.



На кухонном столе, под чашкой с блюдцем, лежала мамина записка. Но Вася не обратил на нее внимания. Он увидел на плитке узконосый кофейник. «Выпью сначала кофе,- подумал Вася. – Правда, кофе или чай мама мне всегда дает на третье… Но ведь мамы – то нет».Вася взял с плиты еще теплый кофейник и подошел к столу. Наклонил кофейник над чашкой, и коричнево- кремовая струя брызнула из длинного носика прямо на лежащую под чашкой бумагу. «Ничего страшного,- решил Вася, - Бумажка- то все –равно исписанная. А стол я сейчас вытру.»

После кофе Вася почувствовал, что он очень хочет есть. Но на столе было пусто. Тут он и обратил внимание на лежащую под чашкой бумагу. «Да ведь это, наверное, мамина записка,- догадался Вася. – А я ее кофе залил… Ну ничего, как- нибудь разберусь». Бумага была покрыта жирными желтыми пятнами, и некоторые слова так расплылись, что их нельзя было разобрать.

«Молочный суп- это хорошо, я люблю молочный суп,- подумал Вася. – Только вот что это за пл… и что это за ка…? Ну ка…- это каша, конечно… А может быть и не каша? Как это так- молочный суп в « каше». Чепуха какая- то… А супа так хочется».

Логопед: Прервем на минутку наш рассказ. А как вы думаете ребята, что это были за слова? Где был молочный суп? Он был в кас… А кастрюля стояла на п… (плите). Все верно. Да и Вася вспомнил эти слова и предметы, которые они обозначают, нашел быстро.

«Возьми по… на крю… - над мой… и та… из сушки. Налей суп в та… возьми большую л… из буф… хлеб возьми в хл… и ешь.»

«И ешь,- повторил вслух Вася. –А что это за слова такие? И где у нас хлеб лежит? Яи забыл! Одни загадки какие- то… Что же я наделал!»

Прочитал Вася письмо внимательно еще раз и все понял.

Логопед: А вы, ребята, догадались, что это за слова? Повторяю, как было в письме. Возьми по… (Чем наливают суп?) на крю… над мой… (Где моют посуду?) и та… (во что наливают суп?) из сушилки… Возьми большую л… (Что это за большая л…?)

Верно. А как по- другому называют большую ложку?- Столовая ложка. А откуда Васе нужно было взять хлеб? Из хл… (Кто вспомнил?)

Съел Вася суп и стал дочитывать письмо. А дальше в письме было:

«Вася, когда съешь первое блюдо, посмотри на пл… Там… на ск… - яичница…»- «Что это за ск…?...»- старался вспомнить Вася, да ничего не получалось. Впрочем, яичницу он нашел быстро, а вот название посуды, где, была яичница, он так и не мог вспомнить.- «Ну круглая такая, с длинной ручкой…»

«На третье, Вася, выпей чаю или кофе. Кофе в ко… («Нашел уже»,- пробурчал Вася)… А чай в буф… в маленьком чай… Налей из него чай в чашку, а горячую воду возьми из тер… Потом возьми сахар в сахар… и чайную л… в верхнем ящ… бу… Пей на здоровье!»

«Ну и ребус: чай в чае и сахар в сахаре. Как тут разобраться?»

Разобрался Вася, конечно. А вы, ребята, разобрались? Тогда скажите мне:

В чем заваривают чай?

Где хранилась горячая вода?

Где лежит сахар?

Где хранится хлеб?

Как называется большая ложка и как называется маленькая?

Вот какая история приключилась с Васей. А все потому, что он два раза поступил неправильно. Во- первых, сразу стал пить кофе. А во- вторых, поторопился, когда наливал кофе. Когда наливаешь кофе из кофейника или чай из чайника, это надо делать не торопясь, аккуратно. Вопрос к тексту: Вспомните, ребята, какие предметы посуды упоминаются в этом рассказе?

4. Упражнение на дополнение предложений нужным по смыслу словом. Отработка ряда падежных форм существительных женского и мужского рода.

Суп варят в … - В кастрюле.

Едят суп из тарелки.

Наливают суп в тарелку половником.

Котлеты, яичницу жарят на сковородке.

Хлеб хранят в хлебнице.

Хлеб кладут в хлебницу.

Еду разогревают на плите.

Чай заваривают в чайнике. А кофе- в кофейнике.

Чай пьют из чашки. Чай наливают в чашку.

Суп едят столовой ложкой.

Хлеб режут ножом.

Сахар лежит в сахарнице. Сахар кладут в сахарницу.

Посуду ставят в буфет. Тарелки лежат в буфете.

Второе блюдо едят вилкой.

Примечание: после того как предложение составлено, другой ребенок повторяет его целиком.

5. Итог занятия. Оценка работы детей. , повторение обобщающего слова «посуда», слов- названий предметов посуды.